Общая информация
Положение об основной образовательной программе МБДОУ детский сад "Родничок"

  1.6. Основная образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования воспитанников (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ, иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.  1.7. Основная образовательная программа направлена на разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций, в т.ч. достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. 1.8. Образовательная программа разрабатывается рабочей группой, сформированной из педагогических работников дошкольного образовательного учреждения, и рассматривается на Педагогическом совете. 1.9. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации (русском). Программа может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в том числе русском языке как родном языке на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Реализация Программы на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в том числе русском языке как родном языке на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся не должна осуществляться в ущерб получению образования на государственном языке Российской Федерации. 1.10. Реализация Образовательной программы не сопровождается промежуточной и итоговой аттестацией воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  2. Цели и задачи Основной образовательной программы 2.1. Целью программы - является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций, определение организации воспитательно-образовательной деятельности, обеспечение построения целостного педагогического процесса.  К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет	духовного	над	материальным,	гуманизм, милосердие,	справедливость,	коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. 2.2. Программа направлена на решение следующих задач: - Обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО - Приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей - Построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета  возрастных и индивидуальных особенностей развития - Создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учѐтом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей - Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия - Обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребѐнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности - Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности - Достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования - Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; - Создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей; - Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней; - Объединение обучения и воспитания в целостную образовательную деятельность на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; - Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; - Обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности использования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; - Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников дошкольного образовательного учреждения; 2.3. Программа разрабатывается в соответствии со следующим принципами: •	поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; •	полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; •	построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); •	личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей) воспитанников, педагогических и иных работников ДОУ) и воспитанников дошкольного образовательного учреждения; •	уважение личности ребенка; •	поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; •	реализация Программы в формах, специфических для детей возрастных групп, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка; •	формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; •	сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей; •	приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; •	учет этнокультурной ситуации развития детей. 2.4. В Образовательной программе учитываются: •	индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; •	возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.  3. Технология разработки Основной образовательной программы 3.1. ДОУ самостоятельно разрабатывает и утверждает Основную образовательную программу в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и с учетом Федеральной образовательной программы дошкольного образования. 3.2. Образовательная программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). 3.3. Программа разрабатывается: целевой и организационный раздел администрацией ДОУ, содержательный раздел по образовательным областям и возрастным группам - творческой группой педагогов, утвержденной приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 3.4. Основная образовательная программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. 3.5. При разработке Образовательной программы ДОУ определяется продолжительность пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, режим работы детского сада в соответствии с объёмом решаемых задач образовательной деятельности.  3.6. Ежегодно по итогам полноты реализации образовательной программы и качества образования воспитанников в нее могут вноситься дополнения и изменения. 3.7. Изменения и дополнения Основной образовательной программы рассматриваются на Педагогическом совете дошкольного образовательного учреждения и утверждаются до начала учебного года заведующим. 4. Требования к содержанию и структуре Образовательной программы ДОУ 4.1. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):  4.1.1. Социально-коммуникативное развитие направлено на: •	усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; •	развитие общения и взаимодействия воспитанника ДОУ со взрослыми и сверстниками;  •	становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; •	развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении; •	формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; •	формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. 4.1.2. Познавательное развитие предполагает: •	развитие интересов воспитанников детского сада, любознательности и познавательной мотивации;  •	формирование познавательных действий, становление сознания; •	развитие воображения и творческой активности; •	формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. 4.1.3. Речевое развитие включает: •	владение речью как средством общения и культуры;  •	обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; •	развитие речевого творчества; •	развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; •	знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; •	формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 4.1.4. Художественно-эстетическое развитие предполагает: •	развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; •	формирование элементарных представлений о видах искусства; •	восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; •	стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; •	реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). 4.1.5. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:  •	двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); •	формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; •	становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; •	становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).  4.2. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для воспитанника ДОУ: •	предметно-пространственная развивающая образовательная среда; •	характер взаимодействия со взрослыми; •	характер взаимодействия с другими детьми; •	система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому. 4.3. В соответствии с требованиями ФГОС ДО к образовательной программе дошкольного образования структура Программы следующая: Программа состоит из обязательной части и части, формируемой  участниками образовательных отношений. Обе части являются  взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований  Стандарта. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода,  обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных  областях. В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны  быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками  образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной  или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных  практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы  организации образовательной работы. 4.4. Объем обязательной части Программы должен соответствовать  федеральной программе и быть не менее 60% от общего объема Программы; части,  формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Содержание  и планируемые результаты Программы должны быть не ниже соответствующих  содержания и планируемых результатов федеральной программы  4.5 Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и  организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть,  формируемая участниками образовательных отношений. 4.5.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые  результаты освоения программы. Пояснительная записка должна раскрывать: цели и задачи реализации Программы; принципы и подходы к формированию Программы; значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том  числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования  Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой  участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и  индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также  особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе  детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья) при их наличие. 4.5.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы,  обеспечивающее полноценное развитие личности детей. Содержательный раздел Программы должен включать: а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями  развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, федеральной  программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих  реализацию данного содержания; б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации  Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников,  специфики их образовательных потребностей и интересов; в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции  нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой. В содержательном разделе Программы должны быть представлены: а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных  практик; б) способы и направления поддержки детской инициативы; в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями  воспитанников; г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с  точки зрения авторов Программы. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений,  может включать различные направления, выбранные участниками образовательных  отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими  самостоятельно. Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности,  интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть  ориентирована на: - специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых  осуществляется образовательная деятельность; - выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации  работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и  интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; - сложившиеся традиции Организации или Группы. Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования  включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными  возможностями здоровья. Данный раздел (при необходимости) должен содержать специальные условия для получения  образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе  механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных  образовательных программ и методов, специальных методических пособий и  дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных  коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений  их развития. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть  направлены на: 1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с  ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи  в освоении Программы; 2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их  разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и  особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными  возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и  компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными  (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и  специфические образовательные потребности каждой категории детей. В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не  связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного  раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного  раздела определяется Организацией самостоятельно. 4.5.3. Организационный раздел должен содержать описание  материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими  материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и /или  режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;  особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. 4.6. Обязательная часть Программы должна соответствовать федеральной  программе и оформляется в виде ссылки на нее. Содержание и планируемые  результаты Программы должны быть не ниже соответствующих содержания и  планируемых результатов федеральной программы. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений,  может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую  литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками  образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации  образовательной работы. 4.7. Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой  презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на  родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления. В краткой презентации Программы должны быть указаны: 1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа  Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями  здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой  категории детей; 2) ссылка на федеральную программу; 3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями  детей. 5. Требования к условиям реализации Основной образовательной программы ДОУ 5.1. Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде. 5.2. Условия реализации Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. 5.3. Данные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая: •	гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; •	обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанников ДОУ; •	способствует профессиональному развитию педагогических работников дошкольного образовательного учреждения; •	создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования; •	обеспечивает открытость дошкольного образования; •	создает условия для участия родителей (законных представителей) воспитанников в образовательной деятельности.  5.4. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы ДОУ 5.4.1. Для успешной реализации Образовательной программы в ДОУ обеспечиваются следующие психолого-педагогические условия: •	уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; •	использование в образовательной деятельности форм и методов работы с воспитанниками, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); •	построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого воспитанника ДОУ и учитывающего социальную ситуацию его развития; •	поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; •	поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; •	возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; •	защита воспитанников от всех форм физического и психического насилия; •	поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. 5.4.2. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей.  Такая оценка производится педагогическим работником ДОУ в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития воспитанников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).  Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: •	индивидуализации образования (в том числе поддержки воспитанника, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); •	оптимизации работы с группой воспитанников. При необходимости используется психологическая диагностика развития воспитанников ДОУ (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводит педагог-психолог. Участие воспитанника в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. 5.4.3. В целях эффективной реализации Образовательной программы ДОУ создаются условия для: •	профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования; •	консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации); •	организационно-методического сопровождения процесса реализации Образовательной программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. 5.4.4. ДОУ создает возможности: •	для предоставления информации об Образовательной программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности; для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы, в том числе на информационных стендах и сайте дошкольного образовательного учреждения; •	для обсуждения с родителями (законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с реализацией образовательной программы. 5.4.5. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН.  5.5. Требования к развивающей предметно-пространственной среде 5.5.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, а также территории, прилегающей к детскому саду, приспособленной для реализации Образовательной программы (участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития воспитанников в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. 5.5.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 5.5.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: •	реализацию различных образовательных программ; •	в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; •	учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; •	учёт возрастных особенностей воспитанников дошкольного образовательного учреждения. 5.5.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.  5.6. Требования к кадровым условиям реализации Образовательной программы ДОУ 5.6.1. Реализация Основной образовательной программы обеспечивается руководящими, педагогическими, административно-хозяйственными работниками дошкольного образовательного учреждения. Работники детского сада, в том числе осуществляющие финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей, обеспечивают реализацию образовательной программы. 5.6.2. Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализации Образовательной программы, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития воспитанников. 5.6.3. Необходимым условием качественной реализации Образовательной программы ДОУ является ее непрерывное сопровождение педагогическими работниками в течение всего времени ее реализации в дошкольном образовательном учреждении. 5.6.4. Педагогические работники, реализующие Образовательную программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 ФГОС ДО.  5.7. Требования к материально-техническим условиям реализации Основной образовательной программы ДОУ 5.7.1. Требования к материально-техническим условиям реализации Образовательной программы включают: •	требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; •	требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности; •	требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; •	оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой; •	требования к материально-техническому обеспечению Образовательной программы (учебно-методический комплект, оборудование и оснащение).  5.8. Требования к финансовым условиям реализации Основной образовательной программы ДОУ 5.8.1. Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в ДОУ осуществляется на основе нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивающего реализацию Образовательной программы в соответствии со ФГОС ДО. 5.8.2. Финансовые условия реализации Образовательной программы должны: •	обеспечивать возможность выполнения требований ФГОС ДО к условиям реализации и структуре основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения; •	обеспечивать реализацию обязательной части Образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития воспитанников детского сада; •	отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации Образовательной программы, а также механизм их формирования. 5.8.3. Финансирование реализации образовательной программы ДОУ осуществляется в объеме определяемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.   6. Требования к результатам освоения Основной образовательной программы ДОУ 6.1. Требования ФГОС ДО к результатам освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений воспитанника на этапе завершения уровня дошкольного образования. 6.2. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации основной образовательной программы, а также от ее характера, особенностей развития детей в дошкольном образовательном учреждении. 6.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями воспитанников ДОУ. Освоение образовательной программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации детей. 6.4. Целевые ориентиры Образовательной программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации основной образовательной программы целевые ориентиры предполагают формирование у воспитанников предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. 6.5. При реализации основной образовательной программы педагогическими работниками ДОУ может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). 6.6. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач: •	индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); •	оптимизации работы с группой детей. Результаты мониторинга отражаются в виде таблиц. 6.7. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводит педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения. 6.8. Участие	ребенка в психологической	 диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики используется для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  7. Порядок разработки Образовательной программы, утверждения и внесения изменений и (или) дополнений 7.1. Программа разрабатывается в соответствии с настоящим Положением рабочей группой, созданной из состава педагогических работников дошкольного образовательного учреждения. 7.2. Состав рабочей группы, ответственной за разработку Образовательной программы, выбирается на Педагогическом совете и утверждается приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 7.3. Проект Образовательной программы выносится на обсуждение и принятие на заседании Педагогического совета дошкольного образовательного учреждения.  7.4. При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям, а также требованиям ФГОС дошкольного образования, принимается соответствующее решение коллегиальным органом и утверждается приказом заведующего детским садом.  7.5. Образовательная программа принимается Педагогическим советом дошкольного образовательного учреждения и утверждается приказом заведующего ежегодно.  7.6.	 Основанием для внесения изменений и (или) дополнений в Образовательную программу могут быть:  •	результаты оценки эффективности и достижения целевых показателей усвоения Образовательной программы воспитанниками;  •	выход стратегических документов на федеральном уровне;  •	необходимая корректировка составных частей Образовательной программы: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы педагогов ДОУ и т.п.  •	внесенные предложения по совершенствованию образовательной деятельности коллегиальных органов дошкольного образовательного учреждения в рамках их полномочий: Педагогическим советом.  7.7. Все изменения и (или) дополнения, вносимые в Программу по итогам обсуждения Педагогического совета ДОУ, должны соответствовать требованиям, предусмотренным настоящим Положением и закреплены приказом «О внесении изменений и(или) дополнений в основную образовательную программу дошкольного образования дошкольного образовательного учреждения». 7.8. Основная образовательная программа является собственностью дошкольного образовательного учреждения.  8. Оформление основной образовательной программы ДОУ 8.1. Текст Основной образовательной программы набирается шрифтом Times New Roman, кегль 12, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац - 1 режим табуляции, поля: слева – 2.5 см, справа – 1.5 см, сверху – 2 см, снизу – 2 см, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. 8.2. Образовательная программа прошивается, страницы нумеруются в правом нижнем углу, скрепляются печатью и подписью заведующего дошкольным образовательным учреждением. 8.3. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, так же, как и листы приложения. На титульном листе указываются: название программы; полное наименование ДОУ в соответствие с лицензией; сроки реализации Программы; грифы рассмотрения и утверждения основной образовательной программы, сроки реализации, название населенного пункта, год разработки программы.  8.4. Список литературы строится в алфавитном порядке с указанием автора, названия, места издания, издательства, года издания, вида и характеристики, количества страниц.  10. Контроль реализации Основной образовательной программы 10.1. Контроль за полнотой реализации основной образовательной программы ДОУ, качества обучения воспитанников является обязательным компонентом образовательной деятельности и осуществляется в соответствии с «Положением о внутреннем контроле в ДОУ», планом контрольной деятельности, инструментарием контрольной деятельности. 10.2. Результаты контроля реализации основной образовательной программы обсуждаются на педагогических советах дошкольного образовательного учреждения. 10.3. В ДОУ создается система оценки качества дошкольного образования, которая включает диагностический инструментарий оценки качества обучения по основной образовательной программе дошкольного образовательного учреждения. 10.4. С целью полноты реализации образовательной программы в ДОУ осуществляется мониторинг качества дошкольного образования в соответствии с программой мониторинга качества дошкольного образования, которая включает направления мониторинга (показателя), методика оценки (критерии), сроки проведения, сводный обобщающий документ, исполнитель, ответственный, итоговый управленческий документ. 	 11. Хранение основной образовательной программы 11.1. Оригинал и копия основной образовательной программы, утвержденный заведующим ДОУ, находится в методическом кабинете дошкольного образовательного учреждения. 11.2. К Образовательной программе имеют доступ все педагогические работники дошкольного образовательного учреждения. 11.3. Копии перспективного планирования по каждому образовательному разделу находятся в группах у воспитателей. 11.4. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения хранится 5 лет после истечения срока действия.  12. Заключительные положения 12.1. Настоящее Положение об основной образовательной программе является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 12.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 12.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.12.1 настоящего Положения. 12.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

1.6. Основная образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования воспитанников (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ, иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

1.7. Основная образовательная программа направлена на разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций, в т.ч. достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

1.8. Образовательная программа разрабатывается рабочей группой, сформированной из педагогических работников дошкольного образовательного учреждения, и рассматривается на Педагогическом совете.

1.9. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации (русском). Программа может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в том числе русском языке как родном языке на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Реализация Программы на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в том числе русском языке как родном языке на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся не должна осуществляться в ущерб получению образования на государственном языке Российской Федерации.

1.10. Реализация Образовательной программы не сопровождается промежуточной и итоговой аттестацией воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

2. Цели и задачи Основной образовательной программы

2.1. Целью программы - является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций, определение организации воспитательно-образовательной деятельности, обеспечение построения целостного педагогического процесса.

К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

2.2. Программа направлена на решение следующих задач:

- Обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО

- Приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей

- Построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета

возрастных и индивидуальных особенностей развития

- Создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учѐтом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия

- Обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребѐнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности

- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности

- Достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования

- Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- Создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;

- Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

- Объединение обучения и воспитания в целостную образовательную деятельность на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

- Обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности использования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

- Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников дошкольного образовательного учреждения;

2.3. Программа разрабатывается в соответствии со следующим принципами:

• поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

• полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

• личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей) воспитанников, педагогических и иных работников ДОУ) и воспитанников дошкольного образовательного учреждения;

• уважение личности ребенка;

• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

• реализация Программы в формах, специфических для детей возрастных групп, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;

• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

• сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей;

• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

• учет этнокультурной ситуации развития детей.

2.4. В Образовательной программе учитываются:

• индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

• возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

3. Технология разработки Основной образовательной программы

3.1. ДОУ самостоятельно разрабатывает и утверждает Основную образовательную программу в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и с учетом Федеральной образовательной программы дошкольного образования.

3.2. Образовательная программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

3.3. Программа разрабатывается: целевой и организационный раздел администрацией ДОУ, содержательный раздел по образовательным областям и возрастным группам - творческой группой педагогов, утвержденной приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.

3.4. Основная образовательная программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

3.5. При разработке Образовательной программы ДОУ определяется продолжительность пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, режим работы детского сада в соответствии с объёмом решаемых задач образовательной деятельности.

3.6. Ежегодно по итогам полноты реализации образовательной программы и качества образования воспитанников в нее могут вноситься дополнения и изменения.

3.7. Изменения и дополнения Основной образовательной программы рассматриваются на Педагогическом совете дошкольного образовательного учреждения и утверждаются до начала учебного года заведующим.

4. Требования к содержанию и структуре Образовательной программы ДОУ

4.1. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать
следующие структурные единицы, представляющие определенные направления
развития и образования детей (образовательные области):

4.1.1. Социально-коммуникативное развитие направлено на:

· усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

· развитие общения и взаимодействия воспитанника ДОУ со взрослыми и сверстниками;

· становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

· развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении;

· формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

· формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

4.1.2. Познавательное развитиепредполагает:

· развитие интересов воспитанников детского сада, любознательности и познавательной мотивации;

· формирование познавательных действий, становление сознания;

· развитие воображения и творческой активности;

· формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

4.1.3. Речевое развитие включает:

· владение речью как средством общения и культуры;

· обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

· развитие речевого творчества;

· развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

· знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

· формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

4.1.4. Художественно-эстетическое развитиепредполагает:

· развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;

· формирование элементарных представлений о видах искусства;

· восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

· стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

· реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

4.1.5. Физическое развитиевключает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

· двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

· формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

· становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

· становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

4.2. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для воспитанника ДОУ:

· предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

· характер взаимодействия со взрослыми;

· характер взаимодействия с другими детьми;

· система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

4.3. В соответствии с требованиями ФГОС ДО к образовательной программе дошкольного образования структура Программы следующая:

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой

участниками образовательных отношений. Обе части являются

взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований

Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода,

обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных

областях.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны

быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками

образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной

или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных

практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы

организации образовательной работы.

4.4. Объем обязательной части Программы должен соответствовать

федеральной программе и быть не менее 60% от общего объема Программы; части,

формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Содержание

и планируемые результаты Программы должны быть не ниже соответствующих

содержания и планируемых результатов федеральной программы

4.5 Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и

организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть,

формируемая участниками образовательных отношений.

4.5.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые

результаты освоения программы.

Пояснительная записка должна раскрывать:

цели и задачи реализации Программы;

принципы и подходы к формированию Программы;

значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том

числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования

Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой

участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и

индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также

особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе

детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья) при их наличие.

4.5.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы,

обеспечивающее полноценное развитие личности детей.

Содержательный раздел Программы должен включать:

а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями

развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, федеральной

программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих

реализацию данного содержания;

б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации

Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников,

специфики их образовательных потребностей и интересов;

в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции

нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

В содержательном разделе Программы должны быть представлены:

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных

практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

воспитанников;

г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с

точки зрения авторов Программы.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений,

может включать различные направления, выбранные участниками образовательных

отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть

ориентирована на:

- специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых

осуществляется образовательная деятельность;

- выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации

работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и

интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

- сложившиеся традиции Организации или Группы.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования

включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными

возможностями здоровья.

Данный раздел (при необходимости) должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе

механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных

образовательных программ и методов, специальных методических пособий и

дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных

коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений

их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть

направлены на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с

ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи

в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их

разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и

особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными

возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и

компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными

(комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и

специфические образовательные потребности каждой категории детей.

В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не

связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного

раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного

раздела определяется Организацией самостоятельно.

4.5.3. Организационный раздел должен содержать описание

материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими

материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и /или

режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;

особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

4.6. Обязательная часть Программы должна соответствовать федеральной

программе и оформляется в виде ссылки на нее. Содержание и планируемые

результаты Программы должны быть не ниже соответствующих содержания и

планируемых результатов федеральной программы.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений,

может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую

литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками

образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации

образовательной работы.

4.7. Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой

презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на

родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

В краткой презентации Программы должны быть указаны:

1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа

Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями

здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой

категории детей;

2) ссылка на федеральную программу;

3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями

детей.

5. Требования к условиям реализации Основной образовательной программы ДОУ

5.1. Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

5.2. Условия реализации Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

5.3. Данные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

· гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

· обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанников ДОУ;

· способствует профессиональному развитию педагогических работников дошкольного образовательного учреждения;

· создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

· обеспечивает открытость дошкольного образования;

· создает условия для участия родителей (законных представителей) воспитанников в образовательной деятельности.

5.4. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы ДОУ

5.4.1. Для успешной реализации Образовательной программы в ДОУ обеспечиваются следующиепсихолого-педагогические условия:

· уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

· использование в образовательной деятельности форм и методов работы с воспитанниками, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

· построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого воспитанника ДОУ и учитывающего социальную ситуацию его развития;

· поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

· поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

· возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

· защита воспитанников от всех форм физического и психического насилия;

· поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

5.4.2. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального
развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником ДОУ в рамках
педагогической диагностики (оценки индивидуального развития воспитанников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

· индивидуализации образования (в том числе поддержки воспитанника, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции
особенностей его развития);

· оптимизации работы с группой воспитанников.

При необходимости используется психологическая диагностика развития воспитанников ДОУ (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводит педагог-психолог.

Участие воспитанника в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей(законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
5.4.3. В целях эффективной реализации Образовательной программы ДОУ создаются условия для:

· профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;

· консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);

· организационно-методического сопровождения процесса реализации Образовательной программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

5.4.4. ДОУ создает возможности:

· для предоставления информации об Образовательной программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности; для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы, в том числе на информационных стендах и сайте дошкольного образовательного учреждения;

· для обсуждения с родителями (законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с реализацией образовательной программы.

5.4.5. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен
соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН.

5.5. Требования к развивающей предметно-пространственной среде

5.5.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, а также территории, прилегающей к детскому саду, приспособленной для реализации Образовательной программы (участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития воспитанников в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

5.5.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

5.5.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

· реализацию различных образовательных программ;

· в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

· учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

· учёт возрастных особенностей воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

5.5.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

5.6. Требования к кадровым условиям реализации Образовательной программы ДОУ

5.6.1. Реализация Основной образовательной программы обеспечивается руководящими, педагогическими, административно-хозяйственными работниками дошкольного образовательного учреждения. Работники детского сада, в том числе осуществляющие финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей, обеспечивают реализацию образовательной программы.

5.6.2. Должностной состав и количество работников,необходимых для реализации и обеспечения реализации Образовательной программы, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития воспитанников.

5.6.3. Необходимым условием качественной реализации Образовательной программы ДОУ является ее непрерывное сопровождение педагогическими работниками в течение всего времени ее реализации в дошкольном образовательном учреждении.

5.6.4. Педагогические работники, реализующие Образовательную программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 ФГОС ДО.

5.7. Требования к материально-техническим условиям реализации Основной образовательной программы ДОУ

5.7.1. Требования к материально-техническим условиям реализации Образовательной программы включают:

· требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

· требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

· требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

· оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

· требования к материально-техническому обеспечению Образовательной программы (учебно-методический комплект, оборудование и оснащение).

5.8. Требования к финансовым условиям реализации Основной образовательной программы ДОУ

5.8.1. Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в ДОУ осуществляется на основе нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивающего реализацию Образовательной программы в соответствии со ФГОС ДО.

5.8.2. Финансовые условия реализации Образовательной программы должны:

· обеспечивать возможность выполнения требований ФГОС ДО к условиям реализации и структуре основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения;

· обеспечивать реализацию обязательной части Образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития воспитанников детского сада;

· отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации Образовательной программы, а также механизм их формирования.

5.8.3. Финансирование реализации образовательной программы ДОУ осуществляется в объеме определяемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

6. Требования к результатам освоения Основной образовательной программы ДОУ

6.1. Требования ФГОС ДО к результатам освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений воспитанника на этапе завершения уровня дошкольного образования.

6.2. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации основной образовательной программы, а также от ее характера, особенностей развития детей в дошкольном образовательном учреждении.

6.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями воспитанников ДОУ. Освоение образовательной программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации детей.

6.4. Целевые ориентиры Образовательной программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации основной образовательной программы целевые ориентиры предполагают формирование у воспитанников предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

6.5. При реализации основной образовательной программы педагогическими работниками ДОУ может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

6.6. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

· индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

· оптимизации работы с группой детей.

Результаты мониторинга отражаются в виде таблиц.

6.7. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводит педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения.

6.8. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики используется для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

7. Порядок разработки Образовательной программы, утверждения и внесения изменений и (или) дополнений

7.1. Программа разрабатывается в соответствии с настоящим Положением рабочей группой, созданной из состава педагогических работников дошкольного образовательного учреждения.

7.2. Состав рабочей группы, ответственной за разработку Образовательной программы, выбирается на Педагогическом совете и утверждается приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.

7.3. Проект Образовательной программы выносится на обсуждение и принятие на заседании Педагогического совета дошкольного образовательного учреждения.

7.4. При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям, а также требованиям ФГОС дошкольного образования, принимается соответствующее решение коллегиальным органом и утверждается приказом заведующего детским садом.

7.5. Образовательная программа принимается Педагогическим советом дошкольного образовательного учреждения и утверждается приказом заведующего ежегодно.

7.6. Основанием для внесения изменений и (или) дополнений в Образовательную программу могут быть:

· результаты оценки эффективности и достижения целевых показателей усвоения Образовательной программы воспитанниками;

· выход стратегических документов на федеральном уровне;

· необходимая корректировка составных частей Образовательной программы: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы педагогов ДОУ и т.п.

· внесенные предложения по совершенствованию образовательной деятельности коллегиальных органов дошкольного образовательного учреждения в рамках их полномочий: Педагогическим советом.

7.7. Все изменения и (или) дополнения, вносимые в Программу по итогам обсуждения Педагогического совета ДОУ, должны соответствовать требованиям, предусмотренным настоящим Положением и закреплены приказом «О внесении изменений и(или) дополнений в основную образовательную программу дошкольного образования дошкольного образовательного учреждения».

7.8. Основная образовательная программа является собственностью дошкольного образовательного учреждения.

8. Оформление основной образовательной программы ДОУ

8.1. Текст Основной образовательной программы набирается шрифтом Times New Roman, кегль 12, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац - 1 режим табуляции, поля: слева – 2.5 см, справа – 1.5 см, сверху – 2 см, снизу – 2 см, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

8.2. Образовательная программа прошивается, страницы нумеруются в правом нижнем углу, скрепляются печатью и подписью заведующего дошкольным образовательным учреждением.

8.3. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, так же, как и листы приложения. На титульном листе указываются: название программы; полное наименование ДОУ в соответствие с лицензией; сроки реализации Программы; грифы рассмотрения и утверждения основной образовательной программы, сроки реализации, название населенного пункта, год разработки программы.

8.4. Список литературы строится в алфавитном порядке с указанием автора, названия, места издания, издательства, года издания, вида и характеристики, количества страниц.

10. Контроль реализации Основной образовательной программы

10.1. Контроль за полнотой реализации основной образовательной программы ДОУ, качества обучения воспитанников является обязательным компонентом образовательной деятельности и осуществляется в соответствии с «Положением о внутреннем контроле в ДОУ», планом контрольной деятельности, инструментарием контрольной деятельности.

10.2. Результаты контроля реализации основной образовательной программы обсуждаются на педагогических советах дошкольного образовательного учреждения.

10.3. В ДОУ создается система оценки качества дошкольного образования, которая включает диагностический инструментарий оценки качества обучения по основной образовательной программе дошкольного образовательного учреждения.

10.4. С целью полноты реализации образовательной программы в ДОУ осуществляется мониторинг качества дошкольного образования в соответствии с программой мониторинга качества дошкольного образования, которая включает направления мониторинга (показателя), методика оценки (критерии), сроки проведения, сводный обобщающий документ, исполнитель, ответственный, итоговый управленческий документ.

11. Хранение основной образовательной программы

11.1. Оригинал и копия основной образовательной программы, утвержденный заведующим ДОУ, находится в методическом кабинете дошкольного образовательного учреждения.

11.2. К Образовательной программе имеют доступ все педагогические работники дошкольного образовательного учреждения.

11.3. Копии перспективного планирования по каждому образовательному разделу находятся в группах у воспитателей.

11.4. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения хранится 5 лет после истечения срока действия.

12. Заключительные положения

12.1. Настоящее Положение об основной образовательной программе является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.

12.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.

12.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.12.1 настоящего Положения.

12.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

 

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: