Фестиваль народных игр
(для детей старшего дошкольного возраста)
Музыкальный руководитель Мельникова Ирина Ивановна
Цель:приобщать детей к русской культуре через народные подвижные игры.
Задачи:создавать положительный настрой, способствующий закреплению двигательных навыков в играх. Укреплять здоровье, совершенствовать спортивные умения, развивать выносливость, быстроту реакции, ловкость, координацию движений. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве; приучать к активному участию в играх, соблюдать правила игры; формировать способность к взаимодействию с партнёрами по игре; чётко проговаривать считалки, диалоги, заклички в играх. Создавать радостное бодрое настроение. Воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, любовь к народным играм.
Ход праздника
(Звучит русская народная песня «Светит месяц»).
(Дети выходят на площадку, встают в круг).
Ведущий:
Начинаем, начинаем!
Всех на праздник приглашаем!
И девчонок, и мальчишек,
И тихонь, и шалунишек!
Наш праздник начинается,
Скучать сегодня запрещается!
Будем шутить, смеяться, танцевать,
В русские народные игры играть!
Внимание! Внимание!
Собирайся, народ,
Кто играть идёт!
(Появляется скоморох-Тимошка).
Скоморох:Я тут как тут!
Ведущий:А кто ты?
Скоморох:Я, скоморох-Тимошка! Я люблю играть и забавляться! У меня даже есть указ. Ребята, какое сейчас время года?
Дети:Осень!
Скоморох:Вот от осени и послание!
(Читает указ).
Дети, велено до вас
Довести в сей час указ.
Каждый год, сего числа-
Как гласит указник-
Людям города, села,
Выходить на праздник,
Непременно все должны
Быть на празднике игры!
Ведущий:
Начинаем фестиваль!
Будут игры, будет смех,
И веселье и забавы
Предназначены для всех.
Скоморох:Давайте поиграем в игру «Гуси-лебеди».
Игра «Гуси-лебеди».
Играющие выбирают «волка» и «хозяина», сами изображают «гусей».
На одной стороне площадки чертят дом, где живет «хозяин» и «гуси», на другой - поле.
Между ними находится логово «волка».
Все гуси летят на поле травку щипать.
Хозяин зовет их:
- Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да, да, да!
- Ну летите же домой!
- Серый волк под горой, не пускает нас домой.
- Что он делает?
- Зубы точит, нас съесть хочет.
- Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!
«Гуси» бегут в дом, «волк» пытается их поймать.
Игра заканчивается, когда все «гуси» пойманы.
Ведущий:
Снова нас зовет игра,
Поиграем, детвора!
Дружно за руки беритесь,
В хоровод все становитесь!
Игра «Золото».
Дети становятся в круг, один ребёнок присаживается в середине на корточки и закрывает глаза. Дети протягивают в центр одну руку, раскрыв ладошку, а ведущий сословами:
Гуси-лебеди летели,
Они золото теряли.
А ребята прибегали,
И золото собирали.
Одному из детей кладут в руку «золото». Дети сжимают руку в кулак и быстро переворачивают его. Сидящий в центре круга встаёт и старается угадать у кого в руке «золото». Все громко считают до трёх. Если водящий не угадал, то ребёнок со словами : «Вот золото!» убегает, а тот его догоняет.
Скоморох:
Звенит веселый хоровод,
Кружит нас каруселью.
Другой игры настал черед,
Рады все веселью!
Игра «У медведя во бору».
Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
А медведь не спит,
Все на нас глядит.
Медведь просыпается, выходит из берлоги. Неожиданно быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.
Правила
Медведь выходит из берлоги только после того, как дети споют песенку.
Указания к проведению
Берлогу медведя лучше разместить на другом конце площадки. Медведь из берлоги должен выбираться (перелезать через бревно, вылезать из ящика, корзины).
Скоморох:
Веселимся мы, играем,
И нисколько не скучаем.
Ждет вас новая игра –
«Золотые ворота»!
Игра «Золотые ворота».
Вначале игры с помощью считалки выбирают двух водящих. Они будут «Солнцем» и «Луной». Эти игроки становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «Ворота». Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через ворота.
Водящие («Солнце» и «Луна») речитативом повторяют скороговорку:
«Золотые ворота,
Пропускают не всегда,
Первый раз прощается,
второй раз - запрещается,
А на третий раз,
Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются на последнем слове и ловят того, кто в этот момент проходил через них. Дети, зная, что «ворота» закрываются в конце стихотворения, спешат быстрее проскочить в них. Водящие тоже могут ускорять темп произнесения: так вся игра становится более динамичной и неожиданной.
Скоморох:
Много игр на празднике нашем –
Играем, шутим, поем и пляшем.
В играх рот не разевай –
Смелость, ловкость проявляй!
Игра «Горелки».
Играющие становятся в две колонны (парами, впереди - водящий). Все хором произносят:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо -
Птички летят.
Колокольчики звенят!
Раз, два, три - беги.
С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны: один - слева, другой - справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.
Скоморох:
Сейчас будем мы, ребята,
В интересную игру играть.
Силу нашу силушку,
Всем нам надо показать.
Сейчас я приглашаю силачей силой помериться.
Игра «Перетягивание каната»
Скоморох:
Дружно с вами мы играли,
И нисколько не скучали,
А теперь пришла пора
Нам проситься детвора.
Без меня вы не скучайте,
А скучно станет – поиграйте.
Зовите меня, скомороха Тимошку,
Развеселю я вас немножко!