Конспект беседы на тему «Лето» со старшими дошкольниками.
Программное содержание:
Обобщить и систематизировать представление о лете по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления погоды (гроза, радуга, молния), состояние растений (рост и цветение, созревание ягод и плодов), особенности жизнедеятельности животных в лесу.
Уточнить представление о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом.
Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих.
Воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками.
Материал: иллюстрации о временах года, карты с изображением леса, поля, огорода, сада, карточки с изображением растений.
Ход беседы
Воспитатель читает стихотворение Е. Трутневой:
Если в небе ходят грозы, если травы расцвели,
Если ран утром росы, гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета вся вода в реке до дна -
Значит, это уже - лето, значит, кончилась весна!
Воспитатель предлагает вспомнить времена года. Напоминает, что каждое время года длится три месяца. Просит назвать летние месяцы.
Что же за месяц - июнь? Какие приметы июня вы можете назвать? Июнь открывает лето, румянцем года его называют. В июне самые длинные дни, а ночи короткие - воробьиный шажок. За длинный день и короткую ночь июнь называют светозаром. За богатство красок и цветов его зовут разноцветом. Лиловые колокольчики, белые ромашки, желтые купальницы - каких только красок не увидишь на июньской лужайке! В высоких травах стрекочут кузнечики. Над цветущим лугом летают пчелы и бабочки. Летом всюду много птиц. В июне у пернатых начинают появляться птенцы. Много летом хлопот и у зверей. Надо кормить и охранять своих детенышей, затем учить добывать себе корм.
Середина лета - месяц июль. Стоят жаркие, тихие дни. Прольется теплый дождь - и опять жара. На небе часто появляется радуга. За частые грозы июль называют грозовиком, а за жаркие дни - жарником. В полях отцветают хлеба, но еще цветет гречиха и подсолнечник, на лугах - сенокос. Июль - сладкоежка. В лесу и саду поспевают ягоды. В садах, огородах много работы: прополка, окучивание, полив.
После июля наступает последний месяц лета август. Август - хлебосол, припасиха. Как вы думаете, за что люди называли так этот месяц? Каким трудом занимаются люди в августе в садах и огородах? В августе лето пошло на убыль. Дни стали короче. В августе дни еще жаркие, а ночи прохладные. На деревьях появляются первые желтые листочки. В садах поспевают фрукты, в огородах - овощи. Начинается уборка урожая. Убирают с полей рожь, пшеницу, овес. Животные начинаются готовиться к зиме: белки сушат грибы, медведь усиленно питается и накапливает жир. Готовятся к отлету птицы. Вот и заканчивается лето.
Физкультминутка
К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись:
Раз, два, три, четыре - вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно:
Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой и отправились домой.
Воспитатель: А сейчас я вам буду показывать картинки, а вы мне будете называть, что это такое, где растет, для чего нужно, и раскладывать в правильном порядке.
Итог: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? Назовите летние месяцы. Какое время года наступит после лета?