Конспект НОД для детей старшей группы «Мыльная история»
Программное содержание: Осуществлять системный подход в ознакомлении детей с окружающим миром. Развивать системное мышление, воображение, творчество. Продолжать учить выявлять и разрешать проблемные ситуации, противоречия. Воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность. Закрепить и систематизировать знания о мыле: из чего сделано, его свойства и качества, строение и назначение, как им пользоваться, как беречь. Формировать умение рисовать мылом по ткани, по цветной бумаге.
Словарная работа: Обогащать лексику словами, обозначающими свойства и качества мыла.
Предварительная работа: Рассматривание и сравнение разного мыла по форме и цвету. Разнообразные игры с мыльными пузырями. Чтение художественной литературы:
Материалы и оборудование: Набор каждому ребёнку: кусочек мыла, лупа, коктейльная трубочка, губка, баночка для воды, игра “Мыльные пузыри”. Жидкое мыло. Гуашь или акварель.” Алгоритм мытья рук. Спектральный анализ мыльных пузырей.
ХОД НОД
Воспитатель: Тема нашего исследования поселилось в загадке, вы узнаете, если отгадаете её.
Посмотрите, посмотрите –
Тонет в речке и в корыте!
Почему ж оно всегда
Только там, где есть вода?
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится
Руки мыть не ленится /мыло/.
Что мы будем исследовать? Хотите узнать о тайнах мыла? А что вы можете сказать о мыле? Знаете ли вы, чем люди умывались раньше?
В давние-давние времена, в Древнем Риме люди стали думать, как смыть грязь с жирной кожи. Первой была зола. Древесную золу заливали кипятком и распаривали в печи. Полученной водой, щёлоком, мылись. Сырьём для производства мыла являются животные жиры. В древние времена мыло делали из козьего, бараньего или бычьего жира, с примесью золы бука. Было оно трёх сортов – твёрдое, мягкое и жидкое. Его использовали не только для умывания, но и для окраски волос (растительное масло плюс красная земляная краска).
В настоящее время мыло производят так: животные жиры и поташ (карбонат калия – белый зернистый порошок) кипятят вместе, между ними происходят различные химические превращения, в результате которых образуется мыло. Или растительные или жиры варят с добавлением каустика (технический едкий натрий – каустическая сода). Его тщательно очищают, окрашивают в разные цвета и добавляют разнообразные ароматические и косметические добавки, натуральные экстракты различных растений: ноготки /календула/, чабрец, каштан, витамины.
Мыло расщепляет нерастворимые в воде жиры, которые затем вымываются в виде эмульсии – мыльной пены. Специальные вещества, которые проникают в ткань или поры на коже и вымывают оттуда грязь и жир называют моющими средствами.
Современные моющие средства производят из продуктов переработки нефти (олеин). Они выпускаются в виде стиральных порошков, с душистыми добавками-сапонинами (вещества хорошо растворимые в воде, обладающие способностью давать пенящиеся растворы). По эффективности стиральные порошки могут сравниться только с мылом.
Мылись глиной, которая прекрасно очищает руки, тело от грязи. В природе встречается много растений, способных образовывать пену. Они могут заменить мыло: ягоды бузины, мыльнянка лекарственная (её называют “мыльной травой”, “собачьим мылом”), хорошо мылятся высушенные и измельчённые корневища, также используется конский каштан.
Подойдите к своим рабочим местам. Возьмите в руки мыло: погладьте, пощупайте, понюхайте. Какое оно? (твердое, гладкое, скользкое, шероховатое, душистое с разнообразными запахами). Почему душистое? У кого какое мыло? Обратите внимание на размер и форму (большое и маленькое, прямоугольное и круглое, квадратное и фигурное, цветочное, туалетное, хозяйственное, тяжелое и легкое, т.д.).
Посмотрите, я опускаю мыло в ёмкость с водой. Что мы замечаем? (оно тонет, булькает-издаёт характерный звук). Почему? (имеет вес). Оно имеет разный цвет. Почему? (окрашено красителями). Так какой же вывод мы делаем? (мыло бывает разного вида, веса, размера, формы, плотности; оно тонет, пахнет, окрашивается, щиплет глаза и т.д.). Что делают мылом? (моют тело, волосы, пользуются парикмахеры и т.д.).
Послушайте, пожалуйста, скороговорку, где говорится об этом?
Мыла Мила Мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло
Мишку мылом не домыла.
– Почему Мила не домыла Мишку? /мыло упало/.
– Почему мыло упало? /скользкое/.
– Когда мыло становится скользким? /когда оно мокрое, с водой/.
– Скажите, пожалуйста, мыло скользкое как что? /рыба, сосулька, масло, лёд, шелк и т.д./.
Как вы отнесётесь к совету Григория Остера из его книги “Вредные советы”
Никогда не мойте руки, шею, уши и лицо,
Это глупое занятье не приводит ни к чему.
Это хороший совет или нет? Почему вредный? Кто боится мыла? (грязнули, трусихи, микробы). Кто такие микробы?
Микробы – это совсем маленькие, не заметные глазам существа. Они вызывают болезни, так и норовят попасть к нам внутрь, расселиться там и жить. Если кожа покрыта потом, или жиром, она становится липкой и на ней легко задерживается пыль и грязь. Вот тут раздолье микробам. Возьмите лупы и посмотрите внимательно на свои руки. Сколько на коже бороздок и канавок, складок и ямок. Если они забьются грязью, микробам будет легче атаковать из этих укрытий. А под грязными ногтями их собираются целые полчища. Избавиться от микробов и грязи не так-то просто. Одной водой их не смоешь. Грязь прилипчива и микробы держатся цепко. Что может их прогнать? Правильно, душистое мыло, рождающее искристую пену. Словно дворник с жёсткой метлой, оно проходит по всем щелочкам нашей кожи, выметает и гонит прочь грязь и микробов. Если мыло попадает на тонкую кожицу, например у глаз, ты почувствуешь, как оно работает. Как старается вывести грязь и микробов: щиплет, колет, кусает, грызёт. Оно нападает не на тебя, а на твоих врагов.
– Скажите мне, пожалуйста, в сухие руки мыло берут? (нет).
– А что надо сделать? (их сначала надо намочить).
– Какую струйку надо делать? (не очень тонкую, а то воды будет мало и не очень толстую, а то забрызгаешься).
– Когда пены получится много, что надо сделать? (положить мыло в мыльницу).
– Что выполняем потом? (положить ладошку к ладошке и потереть, а затем перекатываем друг по дружке, как санки по снежной горке: то левая съезжает с правой, то правая с левой, после этого ополоснуть, отряхнуть, т.е. отжать и вытирать).
– Чем мы будем вытирать руки? (каждый своим расправленным полотенцем: берём в одну руку и вытираем другую, каждый пальчик отдельно и затем аналогично другую).
– Когда следует мыть руки? (постоянно, по мере загрязнения, после посещения санузла и т.д.).
Всё это мы сейчас сделаем практически, изготовим мыльные перчатки. Какими могут быть они? (чёрными и белыми). Когда они бывают чёрными? (когда руки сильно грязные). А когда “перчатки” бывают белыми? (когда чистые руки).
Игра “Хорошо – плохо”.
Мыть руки – это хорошо. Почему? (чисто, опрятно, микробов не будет, полотенце будет чистое и т.д.).
Мыть руки – это плохо. Почему? (вода может быть холодная, горячая, рукава замочатся, кожа на руках потрескается и т.д.).
Какой бы вы совет дали грязнулям, трусихам, кто боится мыться мылом (дети дают советы, читают стихотворения – смотреть приложение).
Какое самое лучшее средство от микробов? (чистые руки).
Да, вода и мыло – настоящие друзья. Они не только помогают уничтожить микробов, избавиться от них, но с мылом можно поиграть. Кроме твёрдого мыла бывает ещё какое, в каком состоянии? /жидкое/.
Опыт №5 “Волшебный круг”
Игра “Мыльные пузыри”.
Давайте сделаем мыльный салют /дети выдувают мыльные пузыри/.
Вот пузырьки летают и микробов прогоняют.
Опыт № 6 “Исчезнувшая пена”
Мыло пузыри пускало, пеной кверху лезло,
А потом его не стало, всё оно исчезло.
Почему оно исчезло?
Где ещё вы видели пену? /на реке, на море, у берега, в молоке, в соке, на волнах, в банке, в испорченных продуктах и т.д./.
Мыльная пена – она какая? /мягкая, ласковая и т.д./. С ней хочется поиграть? Что ещё можно делать мылом, кроме того, что можно мыть, стирать и т.д.?
На этом наше заседание считаю закрытым. До новых встреч, до следующего заседания и новых вам открытий.