Конспект НОД «Здоровье и болезнь»
Цель: дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах и вирусах); научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
Материалы:альбомные листы, карандаши, восковые мелки.
Ход ООД
Педагог обращает внимание детей на необыкновенный цветок всего с одним лепестком. Спросить детей, где они читали о похожей ситуации. В сказке Катаева «Цветик-семицветик» девочка Женя потратила все шесть лепестков на исполнение желаний, которые не принесли ей радости, а значит - впустую. И вот когда остался один лепесток, Женя увидела грустного мальчика Витю - у него болели ноги. Витя не мог бегать и играть с детьми. Жене стало жалко Витю. Она оторвала последний лепесток и сказала:
Лети, лети, лепесток, через Запад на Восток,
Через Север, через Юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли,быть по-моему вели:
Вели, чтобы Витя стал здоров!
И в ту же минуту Витя стал здоровым.
Воспитатель:Что такое здоровье?От чего мы с вами болеем, в чем причина? (одеваемся не по погоде, едим снег, сосем сосульки, находимся рядом с заболевшими детьми)Что такое болезнь? Что является признаком болезни? (боль)Что первое начинает болеть?
Далее воспитатель рассказывает детям о том, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Это связано с тем, что болезнь может передаваться от одного человека к другому по воздуху или от прикосновения. Например, чихая и кашляя, человек разбрызгивает большое количество капелек слюны, которые разлетаются на большое расстояние. Они могут долго находиться в воздухе, потом опускаются на пищу, другие предметы, их вдыхают находящиеся рядом люди. Если ребенок или взрослый нездоров, то окружающие могут от него заразиться, так как в капельках слюны находятся микробы, поэтому при кашле и чиханье надо прикрывать рот и нос рукой или носовым платком. Возбудителями инфекционных болезней являются: микробы, вирусы, бациллы.
Воспитатель: Как вы думаете, почему во время болезни у человека поднимается температура тела? Когда в кровь поступает слишком много вредных микробов, лейкоциты вступают с ними в борьбу. В месте «боя» лейкоцитов с микробами сразу становится жарко, и тогда повышается температура. Возможно, дети и сами замечали, что сильно расцарапанное место краснеет и воспаляется, становится горячим. А если микробы все-таки прорвутся глубже, то борьба распространяется дальше и поднимается температура всего тела. Вот почему, придя к больному, врач, прежде всего, справляется о его температуре. Врач лечит заболевших людей, помогает им побороть болезнь и снова стать здоровым. Врач дает лекарства, которые борются с микробами. Запомните, что вы должны принимать только те препараты, которые дает вам врач.
Вопросы:
Почему нельзя доедать что-либо за другим человеком?
Чем опасна муха, садящаяся на еду?
Почему нельзя есть грязными руками?
Можно ли есть и одновременно играть с животными?
Можно или нет пить воду из-под крана?
Почему есть банан безопасно почти в любой ситуации?
В каких случаях даже на улице можно пить сок?
Правила оказания первой помощи
порезали палец - поднять руку вверх и обратиться за помощью к взрослым;
закружилась голова на солнце - скорее присесть или прилечь в тени и позвать взрослых;
сильно озябло лицо на морозе - растереть его легонько шарфом, рукавичкой, но не снегом;
озябли ноги - побегать, попрыгать, пошевелить пальцами;
промочили ноги - переодеться в сухое, не ходить в мокрых носках, обуви.
Полезные советы
Чтобы не простудиться, никогда не ходи с мокрыми ногами или в мокрой одежде. Если выходишь на улицу в дождливую или холодную погоду, одевайся так, чтобы не замерзнуть и не промокнуть. А если ты неожиданно попал под дождь и промок, беги скорее домой, чтобы просушиться.
Держись подальше от того, кто кашляет или чихает. Иначе сам можешь заразиться.
Если простудился, постарайся не заразить родных и друзей. Для этого, когда кашляешь или чихаешь, прикрывай рот и нос платком, в крайнем случае, ладонью. Не играй с друзьями, пока родители не разрешат этого. Не ходи ни в детский сад, ни в гости, пока не поправишься.
Воспитатель: Предлагаю вам сегодня нарисовать то, что нам нужно для здоровья: фрукты и овощи, то, как мы занимаемся спортом, солнышко и травку! Но для начала проведем разминку.
Физкультминутка(движения выполняются по тексту)
Мы проверили осанку и свели лопатки,
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый,
И как заинька трусишка, и как серый волк-волчишко.
Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся, ежик сладко потянулся.
Далее дети приступают к работе.