Конспект ООД по экспериментальной деятельности «Радуга»
Подготовила и провела: Коломенская Н.В, воспитатель старшей группы.
Цель: Расширить знания детей о таком природном явлении как радуга, дать представление о процессе её образования, совершенствовать знания детей о цветах спектра, их последовательном расположении.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о цветах радуги; учить наблюдать за таким явлением как радуга, получать его опытным путем. Научить воссоздавать увиденное явление.
Развивающие: развивать у детей речевую активность, способствовать развитию познавательной активности детей в экспериментальной деятельности.
Воспитательные: создание положительной эмоциональной атмосферы в группе, развитие умения работать в коллективе.
Оборудование: иллюстрация радуги, компьютерный диск, фонарик, таз с водой, зеркало, лист белого картона.
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! О каких явлениях природы мы с вами уже говорили? (Дождь, ветер) Почему дует ветер? Как образуется дождь? Когда дождь бывает? (Летом, осенью, весной) Как вы думаете, дождь прошел, а что бывает после дождя? (Рассуждения детей)
Воспитатель: Отгадайте загадку: «Разноцветное коромысло через реку повисло?» Что это? (Радуга) Да, дети, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Мы должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется. И даже сами попробуем сделать радугу.
Воспитатель: Какие чувства у вас вызывает радуга? (Ответы детей) Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Ребята, а кто из вас видел настоящую радугу, и как это было? После чего можно наблюдать радугу? (Ответы детей) Да, сначала шёл дождик, а потом появилась радуга. На что похожа радуга? (Ответы детей) В какое время года можно увидеть радугу? (Весной, летом, осенью) Где еще можно увидеть радугу? (Рассуждения детей)
Воспитатель: Радуга - одно из самых замечательных явлений, существующих в природе. Это атмосферное явление, которое наблюдается при освещении Солнцем множества водяных капелек во время дождя или тумана, или после дождя. Радуга появляется только тогда, когда одновременно идет дождь и светит солнце. Дуги радуги разноцветные, из каких цветов состоит радуга? (Ответы детей: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно получить радугу в домашних условиях, в нашей группе, например, здесь и сейчас? (Рассуждения детей) Как вы думаете, у нас получится? (Ответы детей) А теперь я предлагаю создать самую настоящую радугу.
Эксперимент №1 «Радуга из воды»
Для этого нам понадобится таз с водой, зеркало, фонарик и лист белой бумаги. Зеркало наполовину погружается в воду и на него направляют включенный фонарик так, чтобы отражение упало на лист белой бумаги. Действия таковы:
Надо положить зеркальце в неглубокую миску с водой.
Расположить миску так, чтобы луч света от фонарика был под углом.
В воде свет должен преломиться и разбиться на цвета, так что на картоне отразится маленькая радуга.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли другими способами ещё получить радугу? (Рассуждения детей) Как вы думаете, получится ли у нас создать радугу при помощи компакт диска? (Ответы детей)
Эксперимент №2 «Фонарь - компакт диск»
Необходимо взять диск, попытаться поймать им солнечный луч, направив его на стены. А потом внимательно смотрите, что у вас получится (Дети выполняют эксперимент, направляют на диск свет от фонаря и видят все цвета радуги)
Итог
Скажите: вам интересно было?
Кто-то удивился? Что нового узнал?
Кому ты хочешь рассказать о том, что сегодня узнал?
Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная - вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета.