Общая информация
Конспект опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы «Плавает - тонет»

По плану кружковой работы в старшей группе МБДОУ Фировский детский сад «Родничок» 8 февраля 2018 года был проведен эксперимент на тему «Плавает - тонет»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы «Плавает - тонет»

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами разных материалов (какие предметы тонут, а какие держатся на поверхности воды). Объяснить, как люди используют свойства предметов – не тонуть (держаться на поверхности воды) и тонуть (идти ко дну).

Задачи:

- развивать монологическую и диалогическую речь;

- вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками;

- побуждать высказываться на темы из личного опыта;

- активизировать прилагательные;

- уточнить и закрепить правильные окончания слов.

Материалы: кусочки мыла, бумаги, ткани, бутылочные пробки, круглые свечки, кусочки дерева и коры, пластилина, деревянная и металлическая ложки, монеты, пластмассовые фигурки. Тазик с водой. Два надутых воздушных шарика. Иллюстрации с изображением детского надувного круга, нарукавников для плавания или реальные предметы. Фотографии якоря, людей, плавающих в море.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» (в обработке А. Н. Толстого).

Ход деятельности

На столе у воспитателя лежит много разных предметов, необходимых для проведения занятия.

Воспитатель: Ребята, вам наверно очень интересно узнать для чего я это все приготовила. Так вот, прежде чем мы начнем об этом говорить, послушайте стихотворение про двух лягушек. Это стихотворение для вас написала Н. Матвеева. Называется оно «Нерешительные»:

По речке не лодка, не плот,

А старая бочка плывет.

Вскочили на бочку.

Зачем? Для чего?

Для просушки!

И снова попрыгали с бочки.

Зачем? Для чего?

Для промочки!

Не могут лягушки решить:

В воде или в сухости жить?

Воспитатель: Ребята, а вы видели лягушек? А кто из вас знает, что еще может плыть по реке, куда еще могут запрыгнуть нерешительные лягушки. (Ответы детей). Чтобы проверить ваши версии ответов, я предлагаю вам провести испытание предметов, которые лежат у меня на столе. Сейчас я буду показывать вам предмет, а вы будете мне говорить из какого он материала, тонет ли он, или не тонет, и сразу же будем проверять, правы вы или нет.

Воспитатель проводит эксперимент с погружением разных предметов в воду: по очереди опускает в тазик с водой кусочки дерева, бумаги, мыла, пластилина, свечки, пробки, пустую и полную пластмассовые бутылки, металлические монеты, камешки и т. д. После этого предлагает детям разделить эти предметы на две группы – те, которые тонут, и те, которые не тонут в воде.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему одни предметы плавают, а другие тонут. (Ответы детей). Правильно! Предметы, которые не тонут, легче воды, те, которые тонут – тяжелее. Люди уже давно заметили, что есть предметы, которые в воде не тонут: ветка или ствол дерева, деревянная палка или доска не опускаются на дно, а плавают на поверхности и могут помочь людям удержаться на воде. Именно из дерева делали первые лодки и корабли. Такое свойство некоторых материалов «не тонуть» используется при изготовлении судов, плотов, корабликов. Но если ствол дерева или ветка очень долго находятся в воде, то они начинают подгнивать и тогда они заполняются водой, становятся очень тяжелыми и тонут. Это опасно для человека. Так, например, купаясь, можно наткнуться на такую ветку и пораниться.

Воспитатель: А теперь скажите мне, могут ли пригодиться предметы, которые тонут в воде? (Ответы детей). Посмотрите вот на эту картинку. Что это такое? Правильно, это якорь. Для чего якорь нужен на корабле? (Ответы детей). Якорь, ребята, очень тяжелый. Кто знает, из чего он сделан? Да, его отлили из металла. А мы с вами узнали, что предметы из металла тонут в воде. Так как якорь очень большой и тяжелый, то, опустившись на дно, удерживает лодку или корабль на месте, не дает им уплыть.

Воспитатель: Ребята, вчера мы с вами читали русскую народную сказку «Пузырь, соломинка и лапоть». Почему лапоть предложил переплыть речку на пузыре? Что такое пузырь? (Ответы детей) Пузырь ребята, это шарик, который наполнен воздухом. Давайте посмотрим, что же будет, если мы опустим его в воду? (Шарик плавает) Воспитатель пытается силой его опустить, он все равно выскакивает из воды. А теперь давайте сдуем шарик и вновь опустим его в воду. Шарик тонет. Почему так происходит? Что не позволяет надутому шарику утонуть? (Воспитатель показывает одновременно два шарика – надутый и не надутый). Чем отличаются эти шарики? Правильно! В надутом шарике есть воздух, а в не надутом его нет. Воздух, ребята легче воды и именно воздух не дает надутому шарику утонуть.

После этого воспитатель показывает иллюстрации с изображением детского надувного круга и нарукавников для плавания (или сами предметы, спрашивает, знают ли они, что это такое, для чего их используют. Почему перед тем, как идти в воду купаться, круг и нарукавники надо обязательно надуть.

Воспитатель: Уже очень давно люди заметили: если надуть воздухом непромокаемую шкуру и зашить ее так, чтобы воздух не выходил, то она не утонет. Так появился первый надувной круг. Только плавали не в нем, а на нем. С помощью шкуры, наполненной воздухом, можно держаться на воде очень долго, самое главное – не выпускать ее из рук. Но это не очень удобно. Тогда люди придумали надувной круг; потом надувной жилет, а потом и надувные нарукавники. В этом случае необходимо всегда следить за тем, чтобы не появилась хотя бы очень маленькая дырочка, через которую может выйти воздух. Потому что без воздуха ни круг, ни жилет, ни нарукавники нам уже помочь не смогут. Сейчас уже есть спасательные жилеты, в которых не воздух, а пенопласт – пластмасса, наполненная пузырьками воздуха. Такие жилеты и нарукавники более надежные, потому что все пузырьки не могут сдуться. Однако хранить такие спасательные круги и жилеты труднее, они занимают много места.

Воспитатель: Значит, мы можем сделать вывод о том, что не тонут те предметы, которые сделаны из материалов, которые легче воды. А тонут те, которые тяжелее воды. Давайте еще раз рассмотрим предметы, которые у меня на столе. Становитесь врассыпную. Я буду показывать, а вы будете называть из чего он, и тонет или нет. (Показ предметов) Если предмет тонет, то вы присаживаетесь, если нет, то остаетесь стоять. Все поняли. Тогда начинаем.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо все запомнили. А теперь давайте поиграем в игру, которая так и называется «РАЗДУВАЙСЯ ПУЗЫРЬ»

Задача: научить ребенка выполнению двух ролей – приглашающего в круг, дать возможность проявить внимание к другим детям и почувствовать на себе их внимание. Игра требует большой согласованности и внимания к партнеру.

Правила игры:

1)когда пузырь раздувается – двигаться назад, взявшись за руки.

2)На слово «ХЛОП» руки разнимаются, и все бегут к центру.

3)Давать руку любому, кто тебя приглашает.

Ход игры: педагог подходит к одному из детей – приглашает его поиграть. Например, спрашивает: «Как тебя зовут? «Иван»… - «Иван, пойдем играть!» - берет ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему ребенку. Иван спрашивает, как того звать. Называя его по имени, приглашает поиграть, взяв его за руку. Вместе дети идут дальше, и второй ребенок приглашает того, кто ему нравится. Когда все дети будут приглашены, они вместе со взрослыми берутся за руки, образуя круг. Педагог говорит: «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился. На что он похож? (ответы детей) Правильно! А еще он похож на пузырь!» «А теперь давайте сделаем маленький кружок». Все вместе становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь», делая шаг назад. При этом произносятся следующие слова: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!» когда получится большой круг, педагог входит в него и говорит: «Лопнул пузырь!» все хлопают в ладоши, произносят слово «ХЛОП» и сбегаются к центру. Давайте быстрее надувать пузырь, а то он утонет! Игра повторяется.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы «Плавает - тонет» Конспект опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы «Плавает - тонет» Конспект опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы «Плавает - тонет»

 

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: