Приложение 9
Конспект занятия по финансовой грамотности на тему: «Как правильно беречь деньги»
Цель: формирование основ экономической культуры обучающихся.
Задачи:
- формировать у детей представления с экономической точки зрения о материальных и духовных потребностях человека;
- знакомить с понятиями «бюджет», «расходы», «доходы»;
- формировать навыки сотрудничества на занятии;
- воспитывать осознанно правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, умение экономно и рационально тратить деньги;
- воспитывать культуру поведения, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности;
- воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами; чувство меры в своих желаниях;
- обогащать словарный запас детей, развивать связную речь, память, внимание, мышление.
Оборудование: мешочек с набором фишек для изображения денег; карточки с картинками «квартплата», «продукты», «одежда и обувь», «транспорт»; ценники с обозначением стоимости услуг или товаров.
Ход ООД
Воспитатель. На прошлом занятии мы с вами говорили о семейном бюджете. Что это такое?
Ответы обучающихся. Семейный бюджет - это все деньги, которые получают члены семьи за месяц, это доходы семьи. Бюджет семьи состоит из зарплаты папы, зарплаты мамы, пенсии дедушки и бабушки, стипендии старшего брата-студента (сестры).
Воспитатель. Правильно. Все деньги, которые поступают в семейный бюджет, называются доходами. И все доходы мы с вами собрали в этот мешочек. Посмотрите, сколько денег есть в мешочке.
Воспитатель. Для чего нам нужны деньги? Ответы обучающихся.
Воспитатель. Деньги нужно беречь или тратить? Ответы обучающихся.
Воспитатель. Хорошо, будем беречь! Возьмем наш бюджет, положим его на видное место, сядем рядом, и будем любоваться, как в сказке: «Царь Кощей над златом чахнет». И так до следующей зарплаты родителей. Так? Нет? Ответы обучающихся.
Воспитатель. Если не беречь, значит, тратить! Получили деньги - и сразу в магазин. Купим себе всё, что захочется! Так? Опять нет? Ответы обучающихся.
Воспитатель. Как видите, плохо, когда деньги или только бережешь, или только тратишь. А можно делать и то, и другое одновременно? Ответы обучающихся.
Воспитатель. Действительно, деньги нужно расходовать разумно! И мы с вами сегодня на занятии попробуем этому научиться.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Воспитатель. В каждой семье есть доходы и расходы. Расходы - это деньги, потраченные на потребности семьи. Подумайте и скажите, на что приходится семье тратить деньги? Ответы обучающихся.
Воспитатель. Давайте поиграем. Вы называете мне расходы семьи, а я буду выдавать вам из семейного бюджета деньги на эти расходы. Игра проводится до того момента, пока в мешочке не закончатся деньги, а потребности еще есть.
Воспитатель. Как же так: денег заработали, а на всё, что хотелось, не хватило. Почему нам не хватило? Что же можно сделать? Ответы обучающихся.
Практическая деятельность «Распределяем бюджет»
Воспитатель. Для того, чтобы в семье хватало денег на самое необходимое, нужно уметь правильно распределить расходы семейного бюджета. Каждый месяц семья планирует необходимые ежемесячные расходы. На что семье приходится тратить деньги в первую очередь? Ответы обучающихся.
Воспитатель. Правильно, в первую очередь нам надо заплатить квартплату, отложить деньги на покупку продуктов питания, бытовой химии, на транспортные расходы и на покупку одежды и обуви. Появляются карточки с картинками и ценники.
Воспитатель. Давайте теперь распределим расходы. Для этого у вас есть подсказки: на карточках указано, сколько денег вам надо отложить из семейного бюджета. Дети в командах по 2 человека отсчитывают указанное количество денег на ежемесячные расходы.
Воспитатель. У нас остались деньги в бюджете?
Ответы обучающихся. Нет.
Воспитатель. А мы хотели еще купить игрушки, планшет, телефон, сходить в кино, в парк аттракционов, в цирк. Что же нам делать? Ответы обучающихся.
Воспитатель. Чтобы свободных денег в бюджете осталось гораздо больше, надо быть бережливыми, экономными и расчётливыми. Быть бережливым, значит, беречь имущество - личное, семейное. Быть экономным, значит, разумно использовать, не тратить зря электроэнергию, воду, деньги, время, продукты. Быть расчётливым, значит, уметь планировать свои дела, расходы.
Капает вода из крана. В пустой комнате горит свет и работает телевизор.
Воспитатель. Если не тратить зря электроэнергию, воду, можно сократить расходы на квартплату. Взрослый возвращает в семейный бюджет несколько монет.
Хлеб хранить в хлебнице. Фрукты, овощи, мясо, рыбу хранить в холодильнике.
Воспитатель. Если правильно хранить хлеб, овощи, фрукты, мясо, рыбу, чтобы они не испортились раньше времени, можно сократить расходы на продукты. Взрослый возвращает в семейный бюджет несколько монет.
Не пачкаться. Одежду хранить на вешалках. Обувь мыть и сушить.
Воспитатель. Если ухаживать за своей одеждой и обувью, чистить их, стараться не пачкать и не рвать, можно сократить расходы на одежду и обувь. Взрослый возвращает в семейный бюджет несколько монет.
Воспитатель. Благодаря такой экономии у нас в бюджете появились свободные деньги, которые называются «сбережения», или по-другому - «накопления». Сбережения от слова «сберечь». Теперь мы можем позволить себе купить игрушку, книгу, телефон, мы даже можем сходить на аттракционы.
Воспитатель. Сегодня мы узнали с вами, как и для чего нужно беречь семейный бюджет. Кто запомнил способы экономии семейного бюджета? Ответы обучающихся.
Воспитатель. На следующем занятии мы с вами отправимся в магазин, не выходя из группы. У нас будет виртуальная экскурсия, на которой мы будем учиться делать покупки с умом, то есть разумно, бережливо и экономно тратить наши деньги.