Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Что мы знаем о воде?»
Цель занятия:Опытным путём познакомить детей со свойствами воды: вкус, цвет, запах.
Задачи занятия:
1. Закреплять умение выделять в процессе восприятия несколько качеств объекта и его характерные свойства.
2. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
3. Учить детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагая свои мысли понятно для окружающих.
4. Продолжать работу по обогащению бытового природоведческого словаря.
5. Развивать познавательный интерес, речь, мышление, внимание, память.
6. Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
7. Подвести детей к выводу, что в природе всё взаимосвязано.
Интеграция областей:Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое.
Оборудование:
Для детей:пластмассовыестаканчики, тарелочки, ложечки, цветные полоски из картона, кисточки, краски, салфетки, фартуки, бутылочки с водой ( на каждого ребёнка), сахар, флакон с духами, фломастеры.
Ход занятия:
1 часть
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем исследовать свойства воды. Представьте, что ваша группа, это научно-исследовательская лаборатория. А мы все учёные, работающие в ней. Учёные работают в специальной одежде. Для этого вы сейчас оденете фартуки, а я халат.
Воспитатель: Все сотрудники лаборатории должны соблюдать ряд правил:
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3.Содержимое сосудов не пробовать на вкус, без разрешения.
Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал — убери на место.
А теперь пройдём в нашу лабораторию, проводить опыты.
(Дети проходят к столам, где приготовлено оборудование для проведения опытов)
2 часть: Практическая (опытно-экспериментальная)
Опыт № 1 « Вода жидкость, может течь»
На столах бутылочки с водой и пустые стаканы (на каждого ребёнка). Предложить налить немного воды из бутылки в стакан. Вопрос: «Вода льётся или нет? Почему?»
Вывод: Вода жидкая, льётся, течёт.
Опыт № 2 «У воды нет запаха»
Предложить понюхать воду в стаканах. Чем она пахнет? (ответы детей) Затем предложить понюхать другую жидкость - духи, пахнет или нет?
Вывод: Вода не имеет запаха.
Опыт № 3 «У воды нет вкуса. Вода-растворитель»
Предложить детям попить воду в стаканах, какая она на вкус? (безвкусная). Затем дети размешивают в стаканчике сахар. Что произошло с сахаром (он растворился). После растворения вещества, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая.
Вывод:Вода растворяет вещества и приобретает их вкус.
Опыт № 4 «Вода прозрачная, не имеет цвета»
У детей на столах полоски цветной бумаги, краски, кисточки и стаканы с водой. Предложить посмотреть на полоску бумаги, сквозь воду. Вам видно полоску? что мы можем сказать о воде, какая она? (прозрачная, через неё видно). Определить цвет воды, приложив полоски к стаканам. Можно ли сказать, что цвет воды совпадает с одним из цветов бумаги? (ответы детей) Какого же цвета вода? (бесцветная) Предложить детям набрать краску на кисточку и добавить в воду. Что теперь стало с водой? (ответы детей)
Вывод: Вода прозрачная, бесцветная, но она меняет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
3часть: Заключительная (итоговая)
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы многое узнали о воде. Давайте вспомним её свойства.
Воспитатель:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька – замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется
Средь высоких, стройных елей
Рушится потоком селей,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!