Консультация для воспитателей
«Планирование воспитательно-образовательного
процесса в первую и вторую половину дня»
Подготовила: старший воспитатель Иванова О.В.
В утренние часы планируется работа:
- руководство трудом в уголке природы;
- индивидуальная работа по развитию речи, изо, математике, физвоспитанию, экологическому образованию, развитию музыкальных способностей и др.
- короткие беседы с родителями;
- дидактические игры (например, разучивание новых вариантов уже знакомых игр);
- руководство сюжетно-ролевыми играми, строительными играми;
- хороводные игры, игры малой подвижности, которые могут проводиться до завтрака, до или между занятиями;
- рассматривание книг, альбомов, иллюстраций;
- беседы с детьми на различные темы с целью расширения кругозора и воспитания культуры общения (индивидуальные или с подгруппой);
- трудовые поручения;
- работа по воспитанию культуры поведения;
- работа по формированию культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания;
- руководство работой дежурных по столовой и по подготовке к занятиям;
(ежедневно планировать утром не более 2-3 видов работы)
Кроме указанных видов деятельности в календарно-тематическом плане должна найти место работа воспитателя с подгруппой детей в музыкальные игры, чтение книг, слушание музыки, ручной труд. Обязательно планируется работа на усвоение знаний, умений.
Если планируется индивидуальная работа, указываются имена детей, цель, содержание работы. Планируя работу с подгруппой детей указывается материал, предложенный детям, записывается цель.
В утренние часы воспитатель беседует индивидуально с детьми на разные темы. Планируя такие беседы, надо указывать имена детей, тему беседы, цель. Тематика разнообразна: об играх и занятиях дома, об игрушках, книгах, о просмотренных детских фильмах, мультфильмах, о прогулках (что запомнилось), о правилах уличного движения, о друзьях, о близких людях (кто они, что любят и т.д.).
Цели таких бесед могут быть разные:
- формирование культуры общения;
- выяснения отношения к старшим, младшим сверстникам;
- развитие разговорной речи;
- формирование диалогической речи и т.д.
Эпизодически, 2-3 раза в неделю в утренние часы планируется руководство строительными играми. Воспитателям младших групп необходимо в утренние часы предусмотреть прежде всего:
1. Создание условий для игр, подбор оборудования (например, кубиков, кирпичиков). К ним мягкие игрушки – животные или маленькие машинки для обыгрывания построек. Набор пирамидок в разном виде и одну собранную (как образец), тоже и с набором матрешек. Дидактическая кукла и набор одежды (посуды, мебели) к ней.
2. Необходимо предусмотреть, прежде всего, в плане наблюдения за играми детей с целью:
- выяснение содержания игр детей;
- выяснение взаимоотношений детей в игре.
Вторая половина дня посвящается игровой деятельности, в основном творческие игры, коллективному труду, развлечениям, досугам.
Во вторую половину дня планируется работа:
- руководство работой по закаливанию детей (гимнастика после сна, точечный массаж и т.д.);
-чтение художественной литературы;
- работа с родителями (индивидуальные и групповые консультации);
- сюжетно-ролевые игры, строительные игры, игры-драматизации;
- игры-забавы; кукольный театр;
- показ диафильмов, грамзаписи;
- слушание музыкальных произведений;
- индивидуальная работа с детьми по развитию умений и навыков в разных видах деятельности;
- ручной труд (работа с бумагой, ножницами, картоном, тканью, с природным материалами, проволокой в цветной обмотке, цветной пряжей, нитью, поролоном иголкой и тканью, другими материалами);
- хозяйственно-бытовой труд (1 раз, чаще в конце недели);
- досуги и развлечения (2-3 раза в месяц);
В первую и во вторую половину дня организуются прогулки. Содержание прогулки зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Структура утренней прогулки включает в себя 5 частей:
- наблюдения, подвижная игра, индивидуальная работа, трудовая деятельность, самостоятельная деятельность детей.
При организации вечерней прогулки воспитатель планирует три части, по выбору, при этом наблюдения за явлениями в природе могут быть в сравнении с утренними, устанавливая при этом причинно-следственные связи.
После окончания вечерней прогулки, при возращении в группу, воспитателем организуется работа с детьми:
- трудовая деятельность (например, наведение порядка в групповой комнате, уборка игрушек, кормление живых объектов в уголке природы);
- чтение художественной литературы (по желанию ребенка);
- помощь воспитателю в подготовке раздаточного дидактического материала на следующий день по занятиям (ИЗО, математика и т.п.)