Общая информация
Краткосрочный проект: «Птичья столовая»

Краткосрочный проект: «Птичья столовая» 

Ноябрь 2016 год
Скрипкина С.А. 

Паспорт проекта
Название проекта: «Птичья столовая»
Тип проекта: информационно-ориентированный
Вид проекта: краткосрочный,  групповой
Сроки реализации: с 10.11.2016 по 20.11.2016 гг.

Актуальность проекта:
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к друзьям нашим меньшим - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
Цель проекта: Развитие у дошкольников нравственных чувств через экологическое воспитание с выходом в продуктивную деятельность. Создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у ребенка через организацию совместной познавательной и продуктивной трудовой деятельности. 

Проблемы: 
Недостаток знаний детей о зимующих птицах.
Нет навыка в умении подкормки птиц в зимнее время года.

Задачи проекта:
Обучающие:
• Дать детям знания о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. 
• Пополнить имеющиеся знания новыми сведениями
• Научить детей правильно подкармливать птиц.
Развивающие:
• Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности.
• Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
Воспитательные:
• Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
• Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
- Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. 

Участники проекта: дети второй младшей группы, родители, воспитатели.

Этапы проекта:
1.Подготовительный этап.
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
- Определение темы проекта.
- Сбор информации по данной теме.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.

2.Основной этап.
Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.
Выполнение проекта проводилось в трех направлениях:
- работа воспитателей с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность родителей и детей. 

1.Работа воспитателей с детьми

Покормите птиц зимой! 
Пусть со всех концов.
 
К вам слетятся, как домой,
 
Стайки на крыльцо.
 
Небогаты их корма.
 
Горсть зерна нужна,
 
Горсть одна — и не страшна,
 
Будет им зима…
А.Яшин

Беседы:
«Что ты знаешь о зимующих птицах?»
Цель: Выявить уровень знания детей о зимующих птицах.
«Меню птиц»
Цель: Познакомить детей видами подкормки птиц в зимний период.
«Зимние гости»
Цель: Расширить представления детей о зимующих птицах.
«Зачем помогать птицам зимой»
Цель. Воспитать бережное отношение к живой природе.

Использование ранее собранного материала.

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях 
в книгах и журналах
Цель: Уточнить представления о зимующих птицах, Активизировать словарный запас детей.
Рассматривание сюжетных картин и фотографии
Цель: Уточнить представления о зимующих птицах. Активизировать словарный запас детей.

Составление рассказов по иллюстрациям
Цель: Обогащать и активизировать словарный запас детей. Формировать связную речь.
Чтение  стихов
Цель: Научить внимательно слушать литературный текст, развивать память. Активизировать и обогащать словарный запас детей.
Разучивание пальчиковых игр
Цель: Развить моторику рук. Активизировать словарный запас детей.
Чтение художественной литературы (фольклор, поэзия, рассказы)
Цель: Формирование интереса к потребности в чтении. Привлечение к знакомству с различными формами художественной литературы.
В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова «Воробьишко», “Где обедал воробей” /из цикла “Детки в клетке”, “Умная птичка”.

Презентация «Зимующие птицы»

Чтение сказки про сороку.

Оформление уголка книги (подбор книг о птицах)
Цель: Расширить представления детей о зимующих птицах, их особенностях, повадках. Воспитание любви к пернатым друзьям.
Дидактические игры
«Собери птицу», «Кто как кричит?», «Разрезные картинки»,  «Угадай, кого не стало?».
Цель: развитие полноты зрительного восприятия, умения планомерно и целенаправленно обследовать объект, выделять главные признаки, складывать из частей целостную картину.

2.Самостоятельная деятельность детей:
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах
Рассматривание сюжетных картин и фотографии
Цель: Уточнить представления о зимующих птицах. Активизировать словарный запас детей.
Настольно-печатные игры, игры-вкладыши, разрезные картинки, трафареты
Цель: Привлечение детей к самостоятельной деятельности.
Прогулки
Наблюдение за птицами.
Птичьи следы.
Беседы о зимующих птицах.
Подвижные игры
• «Птички»
• «Воробышки и кот»
• «Воробышки и автомобиль»

Экскурсия по территории детского сада
Открытие «Птичьей столовой»
Цель: Воспитание бережного отношения к птицам, любви к живой природе и желания заботиться о птицах; укрепление детско-родительских отношений.

Подкормка птиц
Цель: Вызвать желание заботиться о наших пернатых друзьях.
3. Совместная деятельность родителей и детей
Сбор корма для птиц
Цель: Привлечение родителей к проблеме подкормки птиц в зимний период.

Результат.

В результате проведенной работы дети получат много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнают о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнают чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Примут участие в сборе корма для птиц. Вместе с воспитателями повесили  кормушки. Узнали, каких видов бывают кормушки. Укрепятся детско-родительские отношения. Но главный результат проекта -это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети станут более добрыми, отзывчивыми. Будут стараться подкормить пернатых зимой. 

Грудка ярче, чем заря,

У кого?..

У снегиря.

Всех я за день навещу,

Всё, что знаю, растрещу.

Сорока.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Синица.

В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой,

Назови его скорей,

Кто там скачет?

Воробей.

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей,

Прячется в морозных кронах,

А зовут её …

Ворона.

Эти птички с хохолком,

Очень яркие притом.

На рябину прилетели,

Птички эти…

Свиристели.

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица – почтальон,

Пролетит любой маршрут.

Голубь.

Над жуком и короедом

Держит он всегда победу.

По деревьям тук да тук:

Кто для леса верный друг?

Дятел.

 

Беседа «Зачем подкармливать птиц зимой»

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Мы не зря включили песню «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Именно она призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь загадку природы.

Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

 «Три синички танцевали» слова А.Барто,

Воспитатель. Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев. Они сбросили свой пестрый наряд из листвы. Откружил  листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.

И как только на улице похолодало, многие птицы засуетились, как будто их кто- то напугал. Почему это происходит?

Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их пёрышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.

К. Мухаммади

Дети отвечают.

Воспитатель. Да, одни птицы улетели в теплые края, другие наоборот прилетели зимовать к нам. Сейчас мы проверим, знаете ли вы зимующих и перелетных птиц.

Проводится Игра «Найдите зимующих птиц».

Воспитатель предлагает детям выбрать для себя картинку с изображением птицы.

Воспитатель. А сейчас вы превратитесь в стайку птиц. По условному музыкальному звуку зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую, а затем,  каждая стая смотрит,  нет ли чужих в их рядах.

Игра сегодня мы поговорим с вами о птицах, которые остались и которые прилетели к нам в гости на зиму. Зачем и как нужно кормить птиц  зимой? Чем кормушки помогают птицам?

 Когда становится холодно и выпадает снег , большинство пищи для птиц становится недоступными для них. Насекомые на зимний период спрятались, земля, покрылась снегом. Некоторые сорняки с семенами торчат из-под снега , на некоторых деревьях сохранились плоды ягод на ветках. Но и эта еда быстро закончится.

 Зимой птицам приходится тратить много сил и энергии на поиски пищи. Если птица не сможет найти себе еды в течение короткого зимнего дня, это может привести ее к гибели. Особенно трудно приходится маленьким птичкам  им требуется относительно больше пищи для того чтобы восстановить свою энергию. К тому же маленькие птички питаются мелким кормом, который в первую очередь покрывается снегам или льдом.

 Кормушки  облегчают птицам в поиски еды, а это значит, что они помогут сохранить им драгоценную энергию.

 Кормушки можно вешать  в лесу, в парке, на подоконнике –главное, чтобы кормушки пополнялись кормом регулярно, хотя бы 1 раз в день.

 Чем же кормить птичек?

Самое простое — это нежареные семечки подсолнечника . Они содержат масла, которые будут полезны для птиц. Воробьи любят пшено. А таких больших птиц как голубь, ворона, сорока можно кормить хлебам или крупными семенами . Снегири и свиристели любят ягоды, но их можно подкармливать и яблоками . Дятлы и синицы с удовольствием едят несоленое сало .

Чем нельзя кормить птиц?

Нельзя давать соленые или сладкие орешки, чипсы, шоколад и т.п., что содержит неестественные для птицы добавки. Корм для птиц должен быть ближе к их естественному рациону.

Существует много различных конструкций кормушек . Обязательно должна быть крыша, чтобы корм не намокал. Вешать кормушки надо так, чтобы до нее не смогли добраться хищники.

Также важно знать меру. Птиц нужно подкармливать, а не кормить. В природе у птиц более разнообразный рацион, чем в кормушке, даже зимой.

Подкармливать птиц можно до весны , примерно до конца апреля, когда уже начнут просыпаться насекомые и распускаться.

Как видите, с подкормкой птиц не так всё просто. Но все эти сложности ничто, когда вы понимаете, что вы помогаете нашим чудесным пернатым созданиям.

А теперь давайте вспомним, о каких птиц мы сегодня с вами говорили.

Краткосрочный проект: «Птичья столовая»

Беседа о зимующих птицах

Воспитатель. А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечалсяСиничкин день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему этот день называется «Синичкин день»? Да потому что в народе говорили, что «синица для Руси божья птица». Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». А еще есть множество примет связанных с птицами.

Воспитатель. Не только птичка – синичка остаётся с нами зимовать, но и другие птицы тоже пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу. Как мы можем помочь птицам зимой?

Дети отвечают, что можно смастерить кормушки, принести корм, подкармливать птиц.

Воспитатель. Да, наша задача не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать. Пернатые друзья приносят пользу, а кто из вас знает, какую?

Заранее подготовленные дети по очереди говорят

1 ребенок. Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

2 ребенок. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.

3 ребенок. Семья ласточек за лето – около миллиона различных вредных насекомых.

4 ребенок. Грач за день уничтожает до 400 червей и вредителей растений.

5 ребенок. Птицы склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость местности.

6 ребенок. Многие птицы – санитары, способствуют оздоровлению местности.

Воспитатель. А мы должны сделать всё, чтобы наши пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.

 

Стихи по теме:

На дворе морозище 
Градусов под сорок. 
Плачутся воробышки, 
Что весна не скоро. 
В. Звягина 

Воробышки игривые, 
Как детки сиротливые, 
Прижались у окна. 
Озябли пташки малые, 
Голодные, усталые, 
И жмутся поплотней. 
С. Есенин 

Чуть живой. Не чирикает даже. 
Замерзает совсем воробей. 
Н. Рубцов 

Вот ворона сидит на заборе. 
Все амбары давно на запоре. 
Все обозы прошли, все подводы, 
Наступила пора непогоды. 
Суетится она на заборе — 
Горе ей, настоящее горе! 
Ведь ни зернышка нет у вороны 
И от холода нет обороны. 
Н. Рубцов 

Голуби, голуби, 
Раз, два, три... 
Прилетели голуби-сизари. 
И. Токмакова 

Скачет шустрая синица, 
Ей на месте не сидится. 
Прыг-скок, прыг-скок, 
Завертелась как волчок. 
А. Барто 

Выбегай поскорей, 
Посмотри на снегирей! 
Прилетели, прилетели! 
Стайку встретили метели, 
А Мороз Красный Нос 
Им рябинки принес. 
А. Прокофьев 

Трудно птицам зимовать, 
Надо птицам помогать! 
Распилить я попросил 
Досочку еловую, 
Вместе с папой смастерил 
Птичкину столовую. 
А. Чепуров

Загадки

Днем молчит, 
Ночью кричит. 
{Филин, сова)

Посередь деревьев кузнецы куют. 
(Дятел) 

Ты с модницей этой, 
Конечно, знаком: 
Вертушке на месте 
Никак не сидится — 
Все хвастает 
Синим своим сюртуком 
И шапочкой синей 
Гордится... (синица). 
Е. Ильин 

От простуд он не страдает, 
Не страшится злобных вьюг 
И к зиме не улетает 
На далекий знойный юг. 
Пусть покроют снега груды 
И пригорок, и пустырь — 
Раз красавец прилетел к нам, 
Житель севера... (снегирь). 
Е. Ильин 

В серой шубке перовой 
И в морозы он герой, 
Скачет, на лету резвится, 
Не орел — а все же птица! 
(Воробей) 

Черный жилет, 
Красный берет, 
Нос как топор, 
Хвост как упор. 
{Дятел) 

Непоседа пестрая, 
Птица длиннохвостая, 
Птица говорливая, 
Самая болтливая! 
(Сорока) 

Днем спит, 
Ночью летает, 
Прохожих в лесу пугает. 
(Сова) 

Вертится, стрекочет, 
Весь день хлопочет. 
(Сорока) 

На голом суку сидит, 
На весь двор кричит: 
"Кар-кар-кар!" 
(Ворона) 

Чернокрылый, красногрудый, 
И зимой найдет приют: 
Не боится он простуды, 
С первым снегом 
Тут как тут! 
(Снегирь) 
А. Чепуров 

Странный доктор есть на свете, 
Он деревья лечит, дети. 
— Где болит? Тук-тук! 
А, нашел. Тут, тут. 
(Дятел) 

Е. Серова 
Чик-чирик! 
К зернышку прыг, 
Клюй, не робей, 
Кто это? 
(Воробей) 

Синяя косынка, 
Темненькая спинка, 
Маленькая птичка, 
Звать ее... {синичка). 

Выпал снег, а эта птица 
Снега вовсе не боится. 
Эту птицу мы зовем 
Красногрудым... (снегирем). 

Живет в лесу, 
Ухает, как разбойник, 
Люди его боятся, 
А он людей боится. 
(Филин) 

Это кто там на дорожке 
Испугался нашей кошки? 
Это кто там поднял крик — 
Чик-чирик да чик-чирик? 
(Воробей)

 

Дидактическая игра "Угадай по описанию"

Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее. Цель - научить составлять описательный рассказ.

Упражнение "Кто как поет?"

Дети произносят звукоподражательные слова, изображая разных птиц.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

Покрошить хлеб птицам.

Пальчиковая гимнастика "Кормушка".

Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Прилетело? Мы расскажем. 
Две синицы, воробей, 
Шесть щеглов и голубей, 
Дятел в пестрых крыльях.

Подвижная игра "Воробышки и автомобиль».

Цель - закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

 

Речевая игра «Скажи наоборот».

В этой речевой игре малыш научится употреблять слова, противоположные по значению заданному слову (мы — взрослые — такие слова называем антонимами).

Всегда опирайтесь на опыт ребенка, придумывая задания для подобных игр. Показывайте птичек на картинке, фото или настоящих птичек на кормушке.

Примерные задания для детей по  теме «Зимующие птицы»:

  • Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)
  • Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)
  • Дятел длинноклювый,  а воробей – какой? (короткоклювый)
  • У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? ( маленький и тонкий)
  • У снегиря грудка красная, а у синички — …?
  • Снегирь подлетел к лесу, а воробей — …?
  • Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей на …?

 

Народные  приметы о зимующих птицах. 

Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель.

В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.

Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.

Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.

Синички с утра пищат – значит будет мороз. 

 

Сказка про сороку.

Сидела Сорока на заснеженной елке и плакалась:

— Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, дура оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!

И слышит вдруг голос:

— Это смотря на какой зимовке, Сорока!

На какой, на какой — на обыкновенной!

Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие — в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать — курортничать с Севера прилетели. Я — Сова белая, они — Свиристель и Снегирь и они — Пуночка и белая Куропатка.

— Что-то я вас не пойму толком! — удивляется Сорока. — Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у вас мороз. Тоже мне курорт — одно горе!

Но Свиристель не согласен:

— Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.

И белая куропатка не согласна:

— Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь — чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.

И белая Сова не согласна:

— В тундре сейчас спряталось все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь!

И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.

— Век живи, век учись! — удивляется Сорока. — Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, ну дивеса!

— Так-то, Сорока! — кричат все. — А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях все равно в такую даль не долететь. Курортничай лучше с нами!

Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, — от них пока ни слуху ни духу.


После чтения сказки задайте малышу вопросы: Какие птицы прилетели в гости зимой на наш курорт «Сосулька»? О чем беседовала с ними Сорока? Чем понравились гостям наши края? Что понравилось Свиристели (Рябина). А что полюбилось Куропатке (Ивовые почки и рыхлый пушистый снег, в который можно зарыться). Что понравилось Сове? (Мыши и зайцы, которыми она питается). А тебе что нравится у нас зимой.

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: