Общая информация
«Кто как летает?»

 

«Кто как летает?»

Цель: Уточнить представления о птицах, и их приспособленности к полету (большие крылья, легкое тело, покрытое легкими перьями, пуховыми и маховыми). Рассказать о животных, которые могут летать или делать небольшие перелеты по воздуху (летучие мыши, белки-летяги, летающие рыбы, насекомые). Рассказать о нелетающих птицах (пингвин, страус). Познакомить с приспособлениями, позволяющими человеку летать по воздуху (самолет, вертолет, воздушный шар, дельтаплан).

МАТЕРИАЛ. Картинки с изображением птиц, пол-листа белой бумаги, газетная бумага для изготовления бумажных птиц и вееров. Картинки и игрушки (летающие животные и не летающие птицы). Ширма «Летательные аппараты».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Раздается стук в дверь. Появляется КАРКУША.

КАРКУША. Кар, кар! Здравствуйте!

Дети. Здравствуй КАРКУША!

КАРКУША. Я прилетела к вам по просьбе СТАРИЧКА- ЛЕСОВИЧКА. Он меня попросил, чтобы я доставила вам письмо, оно лежит в этом конверте.

Воспитатель. Прочитаем письмо? «Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы любите природу, много знаете о ней. А еще вы умеете отгадывать загадки. Попробуйте их отгадать. До скорой встречи. СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК. 

Мы бываем разные:

Грудки ярко – красные,

Желтые, любые,

Даже голубые.

По весне мы гнезда вьем,

Песни весело поем.

Крылья нас зовут вперед,

Кто отгадку назовет?

(Птица)

Снится ночью пауку

Чудо - юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали?

Это…..(птица). 

КАРКУША. Молодцы, отгадали все загадки. А каких птиц вы знаете?

Воспитатель. Каркуша, дети не только назовут птиц, но и покажут их на картинках. (Выполняют).

КАРКУША. Молодцы! Знаете много птиц. А что еще вы про них можете рассказать? Чем птицы отличаются от других животных? Что умеют птицы? Какие части тела помогают им в полете? А почему оно легкое? Сколько едят птицы – много или мало? Что помогает птицам летать?

ВОСПИТАТЕЛЬ. Давайте проведем опыт. На столе лежат два листа бумаги. Возьмите один из них и скатайте его в шарик. А теперь осторожно выпустите шарик из рук. Что произошло? (Он камнем упал вниз). Возьмите другой лист и так же осторожно опустите перед собой. Что вы увидели? (Лист плавно опустился, лист летел….) Почему так происходит: листы одинаковы, а падают по-разному? Какой вывод можно сделать из увиденного? (Бумажный шарик резко падает в низ, а лист бумаги парит в воздухе.) Правильно, не скомканный лист - широкий. Он опирается на воздух за счет того, что у него большая поверхность, и не падает вниз, а летит. Покажите, как камнем падал бумажный шарик и как парил лист. Как расположены крылья птицы, когда она находится на земле? (сложены на туловище) А в воздухе? (расправлены) Что же отличает птицу от других животных? (Наличие перьев) Каркуша, может, расскажешь, как летают птицы?

Кто как летает? Кто как летает?
Кто как летает? Кто как летает?

КАРКУША. С удовольствием! Крылья у птиц и хвост – это главное при полете. Раскрытыми крыльями и хвостом птицы как бы опираются о воздух, отталкиваются от него и летят. Когда же крылья опускаются, перья плотно прижимаются друг к другу, поверхность опоры уменьшается, и птица уже не летит.

ВОСПИТАТЕЛЬ. КАРКУША, а дети могут летать?

КАРКУША. Выходите из - за столов. Попробуйте взлететь. Не получается? Только птицы умеют летать.

Кто как летает? Кто как летает?

ВОСПИТАТЕЛЬ. А это мы сейчас проверим. Попробуй отгадать мои загадки. 

Эта птица-великан,

Бегает среди саванн,

Ноги быстры, шея-трос,

Из роскошных перьев хвост.

Эта птица не летает,

Трудной жизнь ее бывает.

Перья к шляпам украшение,

Только бег ее спасенье.

(Страус)

Неуклюжий, черно-белый,

На коротких ножках тело.

Ловко в воду он ныряет,

Рыбу клювом добывает.

(Пингвин) 

КАРКУША. Да кто же это такие? Я их никогда в родном лесу не встречала.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Правильно, страусы и пингвины в наших лесах не водятся. Дети, а они кто? (Птицы)

КАРКУША. Птицы…. Очень интересные птицы! Летать не летают, а только плавают да бегают… Разве такие птицы бывают?

ВОСПИТАТЕЛЬ. Бывают, КАРКУША. Эти птицы не летают из-за того, что у них очень маленькие крылья в сравнении с телом. Но это птицы. Страус очень быстро бегает. Это осторожная птица: почуяв опасность, она спасается бегством, что является хорошим сигналом для других животных. Живут страусы в сухих безлесных частях Африки. Это обычный страус. (показ картинки) Есть страусы, которые хорошо плавают.

КАРКУША. Да, интересные эти птицы. Летать не летают, а вот бегают быстро. Где живут пингвины? (В Антарктиде)

ВОСПИТАТЕЛЬ. Правильно, но там живут только два вида пингвинов: королевский и императорский. Другие пингвины живут в Австралии, Южной Америке, Азии, даже в тропиках.

КАРКУША. Пингвины летать не умеют, а что они хорошо делают? (Они умеют плавать) Зачем им крылья? (Ими они гребут, как веслами) Что любят пингвины? (Рыбу, мелких рачков)

ВОСПИТАТЕЛЬ. В воде пингвины проводят много времени. Там они чувствуют себя уверенно. В воде же они спасаются от холода.

КАРКУША. Как интересно эти птицы приспособились к тем условиям, в которых они живут!

ВОСПИТАТЕЛЬ. Все ли эти птицы летают? (Ответы детей)

КАРКУША. Я теперь тоже знаю, что есть птицы, которые не умеют летать. Но одни из них быстро бегают, а другие хорошо плавают.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Скажите, только ли птицы умеют плавать? (Ответы детей)

КАРКУША. Да ерунда это! Кроме птиц никто не умеет летать!

ДЕТИ: ты не права, КАРКУША! Летать умеют бабочки, стрекозы, мухи и т. д.

КАРКУША. А кто они такие? (Насекомые) Ладно, с этим я согласна. Насекомые умеют летать, но больше летать не умеет никто.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Кто еще умеет летать? (Если дети затрудняются помочь им) Есть животные, которые могут летать либо делать небольшие перелеты. Даже среди рыб есть летающие.

КАРКУША. Ну, уж нет! В это я ни за что не поверю! Вы, наверное шутите?

ВОСПИТАТЕЛЬ. Я не шучу и докажу это. Всех приглашаю на выставку, на которой вы увидите таких «Летунов» Есть, например, летучие мыши. У них, как у птиц, тоже крылья. Они способны к длительному полету. В этом им помогает особая перепонка, очень тонкая и эластичная. Есть так же белки-летяги. Есть и рыбы, которые умеют летать. Это летучие рыбы, например Южноамериканская рыба топорик. Она быстро плавает под водой с помощью хвостового плавника, в какой-то момент выскакивает из воды, раскидывает плавники и парит в воздухе. У этой рыбы длинные боковые плавники. Топорик еще и жужжит.

КАРКУША. Так кто же может летать? Птицы, насекомые, летучие мыши, белки-летяги, летучие рыбы. Так что же надо для того, чтобы летать? Крылья, хвост, перья. Да! Я и не знала раньше, что кроме птиц есть и другие представители фауны, умеющие летать.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А человек может летать? (Ответы) Да, сам человек летать не может, но он издавна мечтал о полетах и поэтому начал создавать все возможные механизмы. Вначале он смастерил крылья, как у птиц, но не смог на них полететь. Тогда он придумал воздушный шар: если накачать его воздухом он способен подняться на огромную высоту. Позже появились аэростаты, дирижабли. А в начале прошлого века пришло время самолетов. Первый был деревянный.

КАРКУША. Какие летательные аппараты вы знаете? Вертолет, самолет, ракета.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Да, с годами самолеты совершенствовались, появлялись все более сложные летательные аппараты: вертолеты, самолеты с реактивным двигателем, аэробусы. А еще человек придумал космические корабли. Давайте сделаем из бумаги: самолетики и веера.

Кто как летает? Кто как летает?

Подведение итога занятия.

 

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: