Общая информация
НОД по экологии в подготовительной к школе группе «ПУСТЫНЯ»

 

НОД по экологии в подготовительной к школе группе

«ПУСТЫНЯ»

Задачи:

познакомить детей с природной зоной «пустыня», с разнообразием пустынь (песчаные, каменистые, глинистые);

с некоторыми представителями пустынных растений и животных, приспособленностью их к обитанию в таких условиях.

Материалы и оборудование: глобус, географические карты мира и России, песок, глина, мелкие камни; фотографии (рисунки) пустыни, животных, макет пустыни, настольная лампа, емкость большая с песком.

Ход занятия

Воспитатель читает и обсуждает с детьми отрывок из стихотворения С.Я. Маршака «Желтая страница»

Вы любите, ребята,

Пересыпать песок.

В руках у вас лопата,

Ведерко и совок.

Как нитка золотая,

У вас из кулака

Бежит струя густая

Прохладного песка.

Садовая дорога

Усыпана песком.

Но плохо, если много

Песка лежит кругом.

Вот желтая страница -

Пустынная стран?.

Песок по ней кружится,

Несется, как волна.

Неведомо откуда,

Неведомо куда

Бредут по ней верблюды -

Степные поезда.

Идут они в кочевье

Под музыку звонков.

Лежачие деревья

Растут среди песков.

Безлиственные сучья

К сухой земле пригнул

Живучий и колючий

Кустарник саксаул.

А ветер носит тучи

Горячего песка.

Идет песок летучий

На приступ, как войска.

Дети рассматривают глобус и с помощью воспитателя находят места, обозначенные желтым цветом. Воспитатель напоминает, что синим цветом обозначают водоемы, белым - снег, коричневым - горы. А что может обозначать желтый цвет? Какого цвета песок в песочнице? (Желтого.) Поэтому на глобусе, на картах желтым цветом обозначены пустыни, в которых много песка. Они есть во многих местах. (Воспитатель показывает на глобусе или на карте мира: в Африке, Азии. Америке.) В нашей стране пустынь немного. Они есть на юге, например, в Волгоградской области, в Калмыкии. Много пустынь к югу от нашей страны – в Средней Азии, Казахстане. (Воспитатель показывает эти места на карте.)

Воспитатель разрезает две полиэтиленовые бутылки пополам, переворачивает верхнюю часть каждой из них горлышком вниз и вставляет в нижнюю половину. В отверстие горлышка помещается кусочек не очень плотного поролона или ваты. Первая емкость наполняется песком, вторая мелкими и средними камешками. Дети обсуждают, чем отличаются эти материалы и чем они похожи. Затем в каждую емкость наливается одинаковое количество воды. Дети наблюдают, через какой материал (песок, камешки) вода просочится быстрее всего.

Воспитатель объясняет, что пустыни бывают не только песчаными, но и каменистыми, и глинистыми. Через какой материал вода просачивается быстро, а через какой – почти не просачивалась? (Через песок вода прошла быстро, через мелкие камешки чуть медленнее.) Значит, если в песчаной или каменистой пустыне выпадет дождь, вода может так быстро просочиться под землю, что растения не успеют напиться.

Воспитатель подчеркивает, что хотя слово «пустыня» и произошло от слова «пусто», в ней тоже растут растения, даже деревья и кустарники, и обитают разные животные.

Воспитатель рассказывает о сухопутной черепахе (дети рассматривают ее изображение):

- Такие черепахи живут в степях и песчаных пустынях. В нашей стране их можно встретить на юге, например, в Волгоградской области. (Можно найти эти места на географической карте.) Воспитатель просит детей, у кого дома живут черепахи, вспомнить, чем кормят черепаху, и как часто дают ей воду. Любят ли черепахи погреться, например, у батареи, на солнечном свету? Черепахи любят тепло, потому что привыкли к теплым условиям на своей родине. Летом, осенью и зимой черепахи спят в норках, а весной вылезают на поверхность, едят зеленую траву и откладывают в ямки яйца, из которых к осени появляются маленькие черепашки. Они остаются в песке до следующей весны и впервые смогут увидеть мир только в следующем году. В своем пустынном доме черепахи почти не пьют. Им достаточно той воды, которая есть весной в сочной зеленой траве. Воспитатель обсуждает с детьми, зачем черепахе такой прочный панцирь. Это защита от врагов, например, гиен. Воспитатель подчеркивает, что пустыня – это самый лучший дом для многих черепах. Они к нему привыкли и замечательно в нем себя чувствуют, гораздо лучше, чем в квартире человека. (В процессе рассказа воспитатель вспоминает с детьми соответствующие темы о приспособленности животных к условиям их местообитаний, об «одежде» животных, которые изучались в прошлом году.)

Воспитатель рассказывает, что живущие в пустыне ящерицы, змеи и другие животные спасаются от врагов, быстро зарываясь в песок. Они как бы плавают в нем, ведь песок сыпучий. Воспитатель предлагает детям показать с помощью руки или палочки, как ящерица зарывается в песок. (Воспитатель напоминает об опытах, которые дети проводили, изучая свойства песка.)

Дети представляют, что их пальчики – это лапки, ноги животных, и повторяют движения обитателей пустыни по песку в емкости с песком. Легко ли передвигаться по такой поверхности? Нет, пальцы проваливаются, увязают в песке. Затем дети кладут на песок ладошку. Проваливается ли она так же, как пальчик? Нет, ладошка больше, шире, она лежит на поверхности песка. Воспитатель спрашивает, на чем удобнее ходить по рыхлому снегу – на лыжах или пешком? Какими должны быть лапы пустынных животных – узкими или широкими? Им ведь нужно уметь не просто ходить, но и быстро бегать по рыхлому, сыпучему песку! Воспитатель рассказывает, что у обитателей песчаных пустынь есть свои, особенные, песчаные «лыжи». У одних из них на лапах перепонки или их конечности (например, у ящерицы, насекомых) похожи на веер, у других – широкие копыта (антилопа). У некоторых зверей на лапах много шерсти и пуха (тушканчики, барханные кошки, пустынные лисички по имени фенек). Это помогает им защититься и от сильно нагретого песка.

В настоящей же пустыне, где солнце просто раскаляет поверхность, в летний день передвигаться совершенно невозможно, даже в обуви. Поэтому многие животные стараются не вылезать на поверхность днем. А у многих из них есть специальная защитная «одежда» - лапы некоторых зверей покрыты густой шерстью, у верблюда на коленях имеются особые мозоли, которые защищают от горячего песка.

Затем воспитатель рассказывает детям о самом известном представителе пустыни – верблюде. Дети рассматривают фотографии верблюда, воспитатель показывает места на карте, где он обитает (Средняя Азия, Монголия, Северная Африка, Ближний Восток) и рассказывает о его жизни в пустыне:

Верблюды бывают разными: есть верблюды с одним горбом, а есть с двумя. Одногорбые верблюды давно уже стали домашними, они перевозят людей и их поклажу. Верблюд – очень сильное животное. Поскольку он все время что-нибудь жует, его называют жвачным. Это большое животное, выше самого высокого человека. У него очень длинная шея и короткая голова. Нос и рот устроены так, что пыль никогда не мешает верблюду дышать. В горбу верблюд запасает жир на тот случай, когда нечем будет питаться. Чем больше он ест, тем больше горб, и наоборот. Благодаря горбу, это животное может прожить без пищи целых десять дней. Во время пути верблюд сильно худеет, теряя воду. Но как только он снова пьет, его вид становится прежним. У верблюда очень густая, волнистая, мягкая шерсть. На груди, коленях и передних ногах у него образовались мозоли. Эти мозоли, а также длинные ноги защищают от горячего песка, на котором верблюд вынужден отдыхать. А широкие ступни помогают передвигаться по сыпучему песку. Чтобы выжить в пустыне, верблюду приходится питаться сухими и жесткими растениями, даже если на них много колючек и шипов.

Воспитатель объясняет, что все пустыни похожи друг на друга тем, что там летом очень жарко, и не хватает воды. А вот зимой в некоторых пустынях бывает очень холодно. Весной в пустыне идут дожди. В это время там очень жарко. Весной пустыня становится совсем непохожей на пустыню, к которой мы привыкли: в ней много животных, зеленых и цветущих растений. В некоторых пустынях цветут красные, желтые тюльпаны, красные маки. (Дети рассматривают иллюстрации).

В песчаных пустынях растет даже невысокое дерево. Оно называется саксаул. Его листья похожи на маленькие палочки, поэтому в тени саксаула нельзя укрыться от палящего солнца, дерево почти не отбрасывает тень. Воспитатель напоминает детям опыт с полиэтиленовым пакетом, надетым на листья разных растений. В пакетах, которые помещали на растения с узкими листиками, воды оказалось меньше, чем в тех, которыми накрывали, большие сочные листья разных растений. С тонких листиков-палочек испарится немного воды, а вода в пустыне очень ценится. В пустыне есть интересное растение с названием «верблюжья колючка». Как дети думают, почему оно так называется? Оно колюче и его действительно едят верблюды. У этого растения такие длинные корни, что с их помощью оно достает воду, которая находится глубоко под землей.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить кактус и любое другое комнатное растение с большими листьями, например, бегонию. Чем они похожи и чем отличаются? Какое из них нужно поливать часто? Почему кактус прекрасно обходится без воды? (Потому что его родина – пустыня.) Дети высказывают свои предположения о том, почему кактусы такие «толстые», для чего им колючки. Воспитатель объясняет, что внутри кактуса находятся запасы воды, поэтому растения могут долго обходиться без нее. Многие животные хотели бы полакомиться сочным стеблем кактуса, но им мешают колючки. Колючки кактуса – это особые листочки. Кактусы растут не во всяких пустынях. Воспитатель показывает на глобусе или карте мира американские пустыни, где растет много разных кактусов, и объясняет, что верблюды и кактусы в природе вместе «не встречаются», как думают многие, потому что они находятся в разных пустынях.

В конце занятия воспитатель обсуждает с детьми, чем пустыня отличается от леса, тундры, луга. Делает с ними вывод, что многие животные и растения приспособились к обитанию в пустыне, им там неплохо живется. Если бы мы переселили их в наши леса (или в тундру), они не смогли бы там жить и погибли. У них свой дом – песчаная пустыня, к жизни которой они приспособились.

НОД по экологии в подготовительной к школе группе  «ПУСТЫНЯ» НОД по экологии в подготовительной к школе группе  «ПУСТЫНЯ» НОД по экологии в подготовительной к школе группе  «ПУСТЫНЯ»
НОД по экологии в подготовительной к школе группе  «ПУСТЫНЯ» НОД по экологии в подготовительной к школе группе  «ПУСТЫНЯ» НОД по экологии в подготовительной к школе группе  «ПУСТЫНЯ»

 

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: