Общая информация
Познавательно-исследовательский проект «Встречаем птиц»

  

Познавательно-исследовательский    проект  «Встречаем птиц» 

Подготовила:  Коломенская  Наталья 

Васильевна, воспитатель.

 

 

 

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение  Фировский  детский  сад  «Родничок»

п.Фирово

Апрель  2016  год

 

 

Структура проекта

Актуальность проекта:   Планета Земля - наш общий дом. Каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Детский сад сегодня – образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно – оздоровительное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое, социально - личностное развитие детей.

Эколого – ориентированное направление можно выделить отдельно, и в то же время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образовательную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, работа с природоохранными проектами - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края. 
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц. 
В собственной работе с родителями создавать условия для общения воспитанников с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Возраст детей: II младшая группа.

Период выполнения проекта:  11.04.-15.04.2016  г.

Цели проекта:

  • Дать детям представление о птицах, об их внешнем виде, повадках, об особенностях их жизни весной;
  • Познакомить детей с понятием «прилёт птиц», как с одним из природных явлений весны;
  • Воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.

Задачи:

  • Развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, радуются, строят себе домики-гнёзда);
  • Способствовать уточнению и обогащению представлений детей о перелётных птицах (грачи, ласточки, журавли и др.), прилёт, добывание ими корма, выведение птенцов, забота о них;
  • Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за птицами;
  • Воспитывать бережное отношение к гнездовьям птиц;
  • Учиться устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением птиц, состоянием растительности;
  • Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог;
  • Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой     деятельности;
  • Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
  • Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности;
  • Формировать первичные представления о выразительных возможностях музыки; её способности передавать различные эмоции, настроение.

Подготовка к проведению проекта.

1. Подобрать методическую литературу по теме.

2. Подобрать художественную литературу по теме.

3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры)

Выполнение проекта.

Социализация.

Дидактические игры:

   «Назови птицу»  -  13.04.2016  г.

   «Кто где живёт?»  -  15.04.2016  г.

Подвижная  игра: 

«Воробышки  и  кот»  -  14.04.2016  г.

Познание.

Беседа  на  тему:  «Не разоряйте  птичьих  гнезд»  -  15.04.2016  г.

Развитие речи.

Рассматривание сюжетной картины:  «Грачи прилетели»  -  11.04.2016  г.

Чтение художественной литературы.

С.Я.Маршак «Весенняя песенка»  -   13.04.2016  г.

 А.Барто «Птичка»  -  14.04.2016  г.

Е.Чарушин «Яшка»  -  15.04.2016  г.

Художественно-эстетическое  развитие.

Разучивание песен:

«Есть  у  солнышка  друзья»  -  11.04.2016  г.

«Вышла  курочка  гулять»  -  13.04.2016  г.

Продуктивная деятельность.

Аппликация: «Мы построили скворечник для весёлого скворца»  -  13.04.2016  г.

Работа с родителями.

 Консультация «Правильное отношение к природе начинается в семье»  -  11.04.  -  15.04.2016  г.

Результативность проекта:

  • Благодаря проекту дети получили знания о внешнем виде птиц, их названиях;
  • Дети получили элементарные знания о том, как проявлять заботу, бережно относиться к птицам;
  • Проект способствовал развитию познавательного интереса и любознательности;
  • В ходе проекта происходило дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук.

Презентация проекта:   Конкурс детских рисунков на тему: «Птицы»

 Приложение  1

Правильное отношение к природе начинается в семье.

  1.  Объясните детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле.
  2.  Необходимо привлечь их внимание к тому; что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды, воздуха.
  3.  Необходимо показать, что природа – основной источник достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что созданы природой.

        Природа оказывается огромное влияние на формирования личности, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, воспоминания свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику.

Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и преумножать наши богатства.

-  Приучайте детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья.

-  Учите детей бережно относиться к насекомым, птицам, животным. -- 

-  Систематически объясняйте детям взаимосвязь природы и человека. Учите замечать красоту окружающей природы.

-  Воспитывайте бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к воде и электроэнергии.

       Во время наблюдения расширяйте кругозор у детей. И времени для этого специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете по дороге в детский садик и обратно. Всегда можно увидеть интересное: как встает солнышко, блестят капельки росы, сверкает иней, поют птички, тают сосульки.

Поупражняйте детей в выполнении правил поведения в природе:

• В лесу надо ходить по тропинкам, т. к. можно наступить на насекомых.

• На утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои «ходы» и почва не рыхлится, а корни растений «задыхаются» без воздуха и постепенно отмирают.

• Нельзя разжигать костры, ломать ветки.

• Нельзя в лесу включать громкую музыку т. к. можно спугнуть птицу с гнезда.

• Нельзя разорять гнезд птичьих, заглядывать в гнезда, брать в руки яйца, птенцов.

       Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как  мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы.

       Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

 

Какими будут наши дети, зависит от нас.

 

 

Приложение  2

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе по теме «Мы построили скворечник для весёлого скворца»

 

 Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».

Программное содержание. Сформировать у детей представления о жизни птиц весной; закрепить знания детей о характерных признаках весны; познакомить детей с тем, как и где птицы выводят птенцов; приобщать детей к нетрадиционной лоскутной аппликации; учить детей составлять композицию из готовых фигур, соблюдая определенную последовательность; изображать предмет, состоящий из несколько частей; продолжать учить детей аккуратно намазывать клеем силуэт, развивать эстетическое и цветовое восприятие. Обогатить словарь детей по теме «Птицы». Развивать внимание, память, мелкую моторику детей. Способствовать воспитанию бережного отношения к птицам.

Материалы и оборудование: картинки с изображением времён года (6 - 8 шт.), картинки с изображением птиц (утка, цапля, скворец, грач, ласточка).

Раздаточный материал: плоскостные фигурки птиц; геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) для скворечника по количеству детей;  цветной картон, клей, кисти, салфетки.

Ход занятия

 

На доске помещены картинки с изображением разных времён года. Воспитатель предлагает детям найти среди них картинки с изображением весны и поместить их отдельно от других картинок (дети выходят по очереди к доске и находят нужные картинки). После того, как ребёнок нашёл картинку, воспитатель задаёт вопрос: «Почему ты решил, что на картинке весна?»

После того, как все картинки выбраны, воспитатель предлагает детям рассказать по картинкам о весне, её признаках.

Воспитатель: Когда наступает весна?

Дети: После зимы.

Воспитатель помещает на доску ещё одну картинку, где изображены летящие птицы.
     Воспитатель: Ребята, а что изображено на этой картинке?
      Дети: Весной прилетают птицы.
      Воспитатель: Давайте назовём птиц, которые возвращаются к нам весной.
Воспитатель по очереди помещает на доску карточки с изображением птиц, дети называют их (утка, цапля, скворец, грач).
      Воспитатель:
Посмотрите ещё раз внимательно на карточки. А теперь закройте глаза, посчитайте до трёх (воспитатель убирает какую-нибудь карточку с доски) … и откройте глазки. Посмотрите на доску. Какая птица улетела? (игра повторяется 2-3 раза).
В последний раз воспитатель не убирает птицу, а добавляет карточку с изображением ласточки.
      Воспитатель: Какая птица улетела?
      Дети: Никакая не улетела, прилетела ещё одна птица.
      Воспитатель: Как называется эта птица?
      Дети: Ласточка.
      Воспитатель: Давайте сравним ласточку и цаплю. Чем они отличаются?
     Дети: У цапли длинные ноги и клюв, цапля больше ласточки.
     Воспитатель: А теперь сравним утку и ласточку. Чем они отличаются?
      Дети: Они разного цвета, разные клювы, утка больше ласточки, утки плавают в воде, а ласточки – нет.
     Воспитатель: А похожа ли ласточка на скворца?
      Дети: Они чёрные, но у ласточки меньше клюв, хвост другой.
      Воспитатель: А на грача похожа ласточка?
      Дети: Только чёрным цветом.
      Воспитатель: Вот видите, ребята, птиц много и все они разные. А что общего у этих птиц? То, что они улетают на зиму в тёплые края. Их называют перелётными.
Физминутка «Птички летают»
      Воспитатель: Ребята, а что делают скворцы, когда прилетят к нам из дальних стран? Правильно, выводят птенцов? Где они высиживают яйца? (В скворечниках) Давайте поможем птицам и построим для них скворечник. Воспитатель раздаёт детям фигурки птиц и просит посадить их на веточки. Дополнительно воспитатель напоминает, как правильно держать кисточку, и что необходимо использовать салфетку, чтобы убрать излишки клея.
      Воспитатель: Как вы думаете, как люди помогают перелетным птицам, например, скворцам?
      Дети: Люди строят для птиц скворечники и кормят их.
       Воспитатель: А теперь птицам нужна тишина, их нужно оставить одних и не пугать. Мы придем к ним еще в гости и посмотрим, что же будут делать скворцы, когда из яиц вылупятся птенцы.

 

ОБРАЗЕЦ

 

Приложение  3

 Есть у солнышка дружок -
Голосистый петушок.

Припев:
Хорошо, когда дружок -
Голосистый петушок.

Есть у солнышка друзья -
Это мы, и ты, и я!

Припев:
Хорошо, когда друзья -
Это мы, и ты, и я!


Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки -
Желтые цыплятки!

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите!

Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце!

 

Приложение  4

С. Маршак  «Весенняя  песенка»

Снег теперь уже не тот,
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром

 

А.  Барто  «Птичка»

Села птичка на окошко. 
Посиди у нас немножко, 
Подожди, не улетай! 
Улетела… ай!


Е.  Чарушин  «Яшка»

      Я ходил по зоосаду, устал и сел отдохнуть на лавочку. Передо мной была клетка вольера, в которой жили два больших чёрных ворона — ворон и ворониха. Я сидел, отдыхал и покуривал. И вдруг один ворон подскочил к самой решётке, посмотрел на меня и сказал человеческим голосом:

— Дай Яше горошку!

     Я даже сначала испугался и растерялся.

— Чего, — говорю, — чего тебе надо?

— Горошку! Горошку! — закричал снова ворон. — Дай Яше горошку!

      У меня в кармане никакого гороха не было, а было только целое пирожное, завёрнутое в бумагу, и новенькая, блестящая копеечка. Я бросил ему сквозь прутья решётки копейку. Яша взял денежку своим толстым клювом, ускакал с ней в угол и засунул в какую-то щёлку. Я отдал ему и пирожное. Яша сначала покормил пирожным ворониху, а потом сам съел свою половину.

      Какая интересная и умная птица! А я-то думал, что только одни попугаи могут выговаривать человеческие слова. И там же, в зоосаду, я узнал, что можно научить говорить и сороку, и ворону, и галку, и даже маленького скворца.

      Говорить их учат так.

      Надо посадить птицу в маленькую клетку и обязательно прикрыть платком, чтобы птица не развлекалась. А потом, не торопясь, ровным голосом повторять одну и ту же фразу — раз двадцать, а то и тридцать. После урока надо птицу угостить чем-нибудь вкусным и выпустить в большую клетку, где она всегда живёт. Вот и вся премудрость.

     Этого ворона Яшу так и учили говорить. И на двадцатый день учения, как только его посадили в маленькую клетку и закрыли платком, он хрипло сказал из-под платка по-человечески: «Дай Яше горошку! Дай Яше горошку!» Тут ему горошку и дали. — Кушай, Яшенька, на здоровье.

     Наверное, очень интересно держать у себя такую говорящую птицу. Пожалуй, я куплю себе сороку или галку и научу её говорить.

 

Приложение  5

Рассматривание  картины  «Грачи  прилетели»  (Примерные  вопросы)

  1.  Вам  нравится  эта  картина?
  2. Что  на  ней  изображено?
  3. Что  именно  нравится?
  4. Где  стоят  березы?
  5. Почему  ветки  на  березах  голые?
  6. Какими  красками  написал  художник  картину?
  7. Что  написано  голубым  цветом,  что  серым,  что  коричневым?

 

 Приложение  6

Почему нельзя разорять птичьи гнезда?

      Птичье гнездо — интересный маленький мирок. Увидев его на земле или на доступных ветках дерева, так и хочется подойти ближе, потрогать яйца или птенцов, невзначай согнав при этом птицу. А еще — взять яйца  птицы, чтобы показать знакомым или принести домой птенчика. Ничего этого делать не нужно. Ведь неспроста издавна считалось, что человек, разоривший гнездо, навлекает на себя несчастья, нищету и болезни.
       Для начала надо подумать о том, что птицы — очень важные существа не только для природного равновесия, но и для жизни человека. Все в мире взаимосвязано, и стоит уничтожить одно звено — рассыплется вся цепочка. Птицы питаются вредителями лесов и полей: насекомыми и их личинками, мышами. Если бы птиц не стало, прожорливые гусеницы съели бы все деревья, а мыши опустошили бы все склады с зерном. Кроме того, птицами питается большинство хищников — волки, лисицы, рыси. Что бы они ели, если бы вдруг не стало пернатых?

        Разоряя гнезда, человек ставит под угрозу размножение популяции. Пернатые очень подозрительны, и если подойти к гнезду слишком близко и спугнуть мать, трогать руками гнездо, брать птенцов или яйца, птица может покинуть его навсегда. В таком случае оставшиеся в одиночестве малыши погибнут без ее заботы.
       Нельзя также нарушать целостность гнезда, выдергивать из него прутики или выбирать пух. Нам оно кажется бессмысленным нагромождением мусора, а у птицы все продумано до мелочей, каждая пушинка лежит на своем месте. Представьте, если бы кто-то ворвался в ваш дом, все там разгромил и похитил родственников — смогли бы вы и дальше спокойно в нем жить? Вот и птица не может растить детей в разгромленной «квартире».

Дидактическая  игра  «Назови  птицу»

 

Дидактическая  игра  «Кто где  живет»

 

Конкурс  рисунков  «Птицы»

 

 

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: