Познавательно-исследовательский проект «Встречаем птиц»
Подготовила: Коломенская Наталья
Васильевна, воспитатель.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Фировский детский сад «Родничок»
п.Фирово
Апрель 2016 год
Структура проекта
Актуальность проекта: Планета Земля - наш общий дом. Каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Детский сад сегодня – образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно – оздоровительное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое, социально - личностное развитие детей.
Эколого – ориентированное направление можно выделить отдельно, и в то же время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образовательную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, работа с природоохранными проектами - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц.
В собственной работе с родителями создавать условия для общения воспитанников с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Возраст детей: II младшая группа.
Период выполнения проекта: 11.04.-15.04.2016 г.
Цели проекта:
Задачи:
Подготовка к проведению проекта.
1. Подобрать методическую литературу по теме.
2. Подобрать художественную литературу по теме.
3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры)
Выполнение проекта.
Социализация. |
Дидактические игры: «Назови птицу» - 13.04.2016 г. «Кто где живёт?» - 15.04.2016 г. Подвижная игра: «Воробышки и кот» - 14.04.2016 г. |
Познание. |
Беседа на тему: «Не разоряйте птичьих гнезд» - 15.04.2016 г. |
Развитие речи. |
Рассматривание сюжетной картины: «Грачи прилетели» - 11.04.2016 г. |
Чтение художественной литературы. |
С.Я.Маршак «Весенняя песенка» - 13.04.2016 г. А.Барто «Птичка» - 14.04.2016 г. Е.Чарушин «Яшка» - 15.04.2016 г. |
Художественно-эстетическое развитие. |
Разучивание песен: «Есть у солнышка друзья» - 11.04.2016 г. «Вышла курочка гулять» - 13.04.2016 г. |
Продуктивная деятельность. |
Аппликация: «Мы построили скворечник для весёлого скворца» - 13.04.2016 г. |
Работа с родителями. |
Консультация «Правильное отношение к природе начинается в семье» - 11.04. - 15.04.2016 г. |
Результативность проекта:
|
Презентация проекта: Конкурс детских рисунков на тему: «Птицы»
Приложение 1
Правильное отношение к природе начинается в семье.
Природа оказывается огромное влияние на формирования личности, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, воспоминания свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику.
Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и преумножать наши богатства.
- Приучайте детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья.
- Учите детей бережно относиться к насекомым, птицам, животным. --
- Систематически объясняйте детям взаимосвязь природы и человека. Учите замечать красоту окружающей природы.
- Воспитывайте бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к воде и электроэнергии.
Во время наблюдения расширяйте кругозор у детей. И времени для этого специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете по дороге в детский садик и обратно. Всегда можно увидеть интересное: как встает солнышко, блестят капельки росы, сверкает иней, поют птички, тают сосульки.
Поупражняйте детей в выполнении правил поведения в природе:
• В лесу надо ходить по тропинкам, т. к. можно наступить на насекомых.
• На утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои «ходы» и почва не рыхлится, а корни растений «задыхаются» без воздуха и постепенно отмирают.
• Нельзя разжигать костры, ломать ветки.
• Нельзя в лесу включать громкую музыку т. к. можно спугнуть птицу с гнезда.
• Нельзя разорять гнезд птичьих, заглядывать в гнезда, брать в руки яйца, птенцов.
Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы.
Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.
Какими будут наши дети, зависит от нас.
Приложение 2
Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе по теме «Мы построили скворечник для весёлого скворца»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
Программное содержание. Сформировать у детей представления о жизни птиц весной; закрепить знания детей о характерных признаках весны; познакомить детей с тем, как и где птицы выводят птенцов; приобщать детей к нетрадиционной лоскутной аппликации; учить детей составлять композицию из готовых фигур, соблюдая определенную последовательность; изображать предмет, состоящий из несколько частей; продолжать учить детей аккуратно намазывать клеем силуэт, развивать эстетическое и цветовое восприятие. Обогатить словарь детей по теме «Птицы». Развивать внимание, память, мелкую моторику детей. Способствовать воспитанию бережного отношения к птицам.
Материалы и оборудование: картинки с изображением времён года (6 - 8 шт.), картинки с изображением птиц (утка, цапля, скворец, грач, ласточка).
Раздаточный материал: плоскостные фигурки птиц; геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) для скворечника по количеству детей; цветной картон, клей, кисти, салфетки.
Ход занятия
На доске помещены картинки с изображением разных времён года. Воспитатель предлагает детям найти среди них картинки с изображением весны и поместить их отдельно от других картинок (дети выходят по очереди к доске и находят нужные картинки). После того, как ребёнок нашёл картинку, воспитатель задаёт вопрос: «Почему ты решил, что на картинке весна?»
После того, как все картинки выбраны, воспитатель предлагает детям рассказать по картинкам о весне, её признаках.
Воспитатель: Когда наступает весна?
Дети: После зимы.
Воспитатель помещает на доску ещё одну картинку, где изображены летящие птицы.
Воспитатель: Ребята, а что изображено на этой картинке?
Дети: Весной прилетают птицы.
Воспитатель: Давайте назовём птиц, которые возвращаются к нам весной.
Воспитатель по очереди помещает на доску карточки с изображением птиц, дети называют их (утка, цапля, скворец, грач).
Воспитатель: Посмотрите ещё раз внимательно на карточки. А теперь закройте глаза, посчитайте до трёх (воспитатель убирает какую-нибудь карточку с доски) … и откройте глазки. Посмотрите на доску. Какая птица улетела? (игра повторяется 2-3 раза).
В последний раз воспитатель не убирает птицу, а добавляет карточку с изображением ласточки.
Воспитатель: Какая птица улетела?
Дети: Никакая не улетела, прилетела ещё одна птица.
Воспитатель: Как называется эта птица?
Дети: Ласточка.
Воспитатель: Давайте сравним ласточку и цаплю. Чем они отличаются?
Дети: У цапли длинные ноги и клюв, цапля больше ласточки.
Воспитатель: А теперь сравним утку и ласточку. Чем они отличаются?
Дети: Они разного цвета, разные клювы, утка больше ласточки, утки плавают в воде, а ласточки – нет.
Воспитатель: А похожа ли ласточка на скворца?
Дети: Они чёрные, но у ласточки меньше клюв, хвост другой.
Воспитатель: А на грача похожа ласточка?
Дети: Только чёрным цветом.
Воспитатель: Вот видите, ребята, птиц много и все они разные. А что общего у этих птиц? То, что они улетают на зиму в тёплые края. Их называют перелётными.
Физминутка «Птички летают»
Воспитатель: Ребята, а что делают скворцы, когда прилетят к нам из дальних стран? Правильно, выводят птенцов? Где они высиживают яйца? (В скворечниках) Давайте поможем птицам и построим для них скворечник. Воспитатель раздаёт детям фигурки птиц и просит посадить их на веточки. Дополнительно воспитатель напоминает, как правильно держать кисточку, и что необходимо использовать салфетку, чтобы убрать излишки клея.
Воспитатель: Как вы думаете, как люди помогают перелетным птицам, например, скворцам?
Дети: Люди строят для птиц скворечники и кормят их.
Воспитатель: А теперь птицам нужна тишина, их нужно оставить одних и не пугать. Мы придем к ним еще в гости и посмотрим, что же будут делать скворцы, когда из яиц вылупятся птенцы.
ОБРАЗЕЦ
Приложение 3
Есть у солнышка дружок -
Голосистый петушок.
Припев:
Хорошо, когда дружок -
Голосистый петушок.
Есть у солнышка друзья -
Это мы, и ты, и я!
Припев:
Хорошо, когда друзья -
Это мы, и ты, и я!
Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки -
Желтые цыплятки!
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите!
Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце!
Приложение 4
С. Маршак «Весенняя песенка»
Снег теперь уже не тот,
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
А. Барто «Птичка»
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко,
Подожди, не улетай!
Улетела… ай!
Е. Чарушин «Яшка»
Я ходил по зоосаду, устал и сел отдохнуть на лавочку. Передо мной была клетка вольера, в которой жили два больших чёрных ворона — ворон и ворониха. Я сидел, отдыхал и покуривал. И вдруг один ворон подскочил к самой решётке, посмотрел на меня и сказал человеческим голосом:
— Дай Яше горошку!
Я даже сначала испугался и растерялся.
— Чего, — говорю, — чего тебе надо?
— Горошку! Горошку! — закричал снова ворон. — Дай Яше горошку!
У меня в кармане никакого гороха не было, а было только целое пирожное, завёрнутое в бумагу, и новенькая, блестящая копеечка. Я бросил ему сквозь прутья решётки копейку. Яша взял денежку своим толстым клювом, ускакал с ней в угол и засунул в какую-то щёлку. Я отдал ему и пирожное. Яша сначала покормил пирожным ворониху, а потом сам съел свою половину.
Какая интересная и умная птица! А я-то думал, что только одни попугаи могут выговаривать человеческие слова. И там же, в зоосаду, я узнал, что можно научить говорить и сороку, и ворону, и галку, и даже маленького скворца.
Говорить их учат так.
Надо посадить птицу в маленькую клетку и обязательно прикрыть платком, чтобы птица не развлекалась. А потом, не торопясь, ровным голосом повторять одну и ту же фразу — раз двадцать, а то и тридцать. После урока надо птицу угостить чем-нибудь вкусным и выпустить в большую клетку, где она всегда живёт. Вот и вся премудрость.
Этого ворона Яшу так и учили говорить. И на двадцатый день учения, как только его посадили в маленькую клетку и закрыли платком, он хрипло сказал из-под платка по-человечески: «Дай Яше горошку! Дай Яше горошку!» Тут ему горошку и дали. — Кушай, Яшенька, на здоровье.
Наверное, очень интересно держать у себя такую говорящую птицу. Пожалуй, я куплю себе сороку или галку и научу её говорить.
Приложение 5
Рассматривание картины «Грачи прилетели» (Примерные вопросы)
Приложение 6
Почему нельзя разорять птичьи гнезда?
Птичье гнездо — интересный маленький мирок. Увидев его на земле или на доступных ветках дерева, так и хочется подойти ближе, потрогать яйца или птенцов, невзначай согнав при этом птицу. А еще — взять яйца птицы, чтобы показать знакомым или принести домой птенчика. Ничего этого делать не нужно. Ведь неспроста издавна считалось, что человек, разоривший гнездо, навлекает на себя несчастья, нищету и болезни.
Для начала надо подумать о том, что птицы — очень важные существа не только для природного равновесия, но и для жизни человека. Все в мире взаимосвязано, и стоит уничтожить одно звено — рассыплется вся цепочка. Птицы питаются вредителями лесов и полей: насекомыми и их личинками, мышами. Если бы птиц не стало, прожорливые гусеницы съели бы все деревья, а мыши опустошили бы все склады с зерном. Кроме того, птицами питается большинство хищников — волки, лисицы, рыси. Что бы они ели, если бы вдруг не стало пернатых?
Разоряя гнезда, человек ставит под угрозу размножение популяции. Пернатые очень подозрительны, и если подойти к гнезду слишком близко и спугнуть мать, трогать руками гнездо, брать птенцов или яйца, птица может покинуть его навсегда. В таком случае оставшиеся в одиночестве малыши погибнут без ее заботы.
Нельзя также нарушать целостность гнезда, выдергивать из него прутики или выбирать пух. Нам оно кажется бессмысленным нагромождением мусора, а у птицы все продумано до мелочей, каждая пушинка лежит на своем месте. Представьте, если бы кто-то ворвался в ваш дом, все там разгромил и похитил родственников — смогли бы вы и дальше спокойно в нем жить? Вот и птица не может растить детей в разгромленной «квартире».
Дидактическая игра «Назови птицу»
Дидактическая игра «Кто где живет»
Конкурс рисунков «Птицы»