Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Фировский детский сад «Родничок» п.Фирово Тверская область
Проект «Радуга поведения»
в старшей группе
Воспитатель: Коломенская Н.В.
2018 год
Краткое описание проекта:данный проект представляет собой работу по созданию новой нормы (нормотворчество), которая основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду. Обычно это типичные, повторяющиеся конфликтные ситуации. Проект направлен на приобретение дошкольниками необходимых навыков поведения – дети становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Тип проекта:практико-ориентированный.
Характеристика проекта по длительности:краткосрочный.
Актуальность.В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития. Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребёнок - это всесторонне развитый ребёнок, который умеет вести себя в коллективе сверстников, в общественных местах.
Проблема регуляции поведения детей в детском саду стоит очень остро. Анализ состояния воспитанников показал, что в группе часто происходят конфликтные ситуации, которые характеризуются столкновением детских инициатив, при котором каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения. Формирование в дошкольном возрасте дружеских взаимоотношений между детьми в значительной степени зависит от того, какая работа в детском саду ведется в этом направлении. Необходимо воспитывать в детях такие качества как сочувствие, отзывчивость, умение оценивать свои поступки и поступки других.
Цель проекта:формирование у ребенка в детском саду и дома социально-нравственных качеств, осознание детьми своего поведения и формирование умения исправлять ошибки.
Задачи для детей:
Развивать у детей интеллектуальное развитие, познавательные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к сверстникам, близким.
Научить детей видеть нежелательные последствия неприемлемого поведения
Задачи для родителей:
Создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка.
Учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
Уважать неповторимость ребенка, ставить для себя и ребенка реальные цели.
Задачи для педагогов:
Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Участники проекта:воспитатель старшей группы, воспитанники старшей группы, родители воспитанников старшей группы.
Ожидаемый результат.
Дети:овладевают знаниями о последствиях нежелательного поведения в той или иной ситуации; проявляют доброту, заботу, уважительное отношение к окружающим; возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности, способность анализировать свои поступки и поступки других;
Родители:обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье; повышение педагогической компетентности родителей.
Педагоги:проектирование заставляет педагога находиться в пространстве возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует творческого, личностного роста.
Основной этап реализации проекта:
Содержание деятельности родителей:Совместные с педагогом, ребенком и родителями анализа поведения за день.
Содержание деятельности педагога и детей:
Заключительный этап
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что позволило существенно снизить конфликтность между детьми;
данный проект способствовал не только улучшению психологического климата, но и значительно облегчил работу педагога;
возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог.
Список используемой литературы
Приложение 1
НОД «Почему мы обижаем близких нам людей?»
Цели:Учить детей различать понятия «добро» и «зло». Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям. Формировать осознание моральной стороны поступков.
Ход НОД
В начале занятия игровой персонаж мудрая Сова, ведет с детьми беседу, какие добрые дела сделали они для своих родителей? Выслушиваются ответы детей и самые яркие, гуманные поступки детей воспитатель ставит в пример, словесно хвалит.
Детям предлагается послушать стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине».
- Какой поступок совершил ребенок? Почему?
Детям предлагается по очереди закончить предложение «Когда я вижу уставшую маму (папу), то…»
Приложение 2
Проигрывание проблемной ситуации
«Вечером забирать из детского сада Лешу пришла мама. Мальчик привык, что это делал всегда папа, с которым они, не торопясь, могли еще прогуляться в парке. В присутствии воспитателя и сверстников Леша начал капризничать, требовать, чтобы за ним пришел отец»
- Правильно ли поступил мальчик?
- Что чувствовала в этой ситуации мама?
- Кого вам жалко в этой ситуации?
- Как бы вы поступили на месте мальчика?
Приложение 3
Ролевая гимнастика: с помощью мимики и пантомимики показать:
мальчик капризничает;
мальчик сердится;
мама успокаивает сына;
мама огорчается;
мальчик и мама радуются.
Приложение 4
НОД «Друг в беде не бросит»
Цели:Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям. Раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии. Формировать ценностное отношение ребенка к себе и к окружающим его людям.
Ход НОД
Воспитатель предлагает посмотреть мультфильм «Димка и Тимка» и спеть вместе с героями мультфильма песенку: «Настоящий друг»:
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит –
Вот что значит настоящий
Верный друг.
Мы поссоримся и помиримся,
«Не разлить водой!» - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь
Друг придет на помощь –
Вот что значит настоящий
Верный друг.
В конце песни педагог отмечает: «Как хорошо иметь верных и надежных друзей!». Но в одной пословице говорится: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось». Во время обсуждения пословицы педагог обращает внимание детей на моральный подтекст пословицы.