Общая информация
Проект в подготовительной к школе группе "Блокада Ленинграда"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Фировский детский сад «Родничок»

ПРОЕКТ

в подготовительной к школе группе

«Блокада Ленинграда»

Подготовила и провела:

воспитательКоломенская Наталья Васильевна

п. Фирово

2023 г.

Актуальность

Великая Отечественная война - важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей, помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла - женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, ксожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве. Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а городЛенинград, находился вблокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900блокадных днях.

Цель проекта:

Расширитьпредставлениедетей о героическом подвиге жителейблокадного Ленинградав годы Великой отечественной войны.

Задачи проекта:

  1. Расширятьпредставление детей о блокадном Ленинграде.
  2. Познакомить ребят с понятиемблокада, дорога жизни, продуктовые карточки, обогащать словарный запас детей.
  3. Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями, посвящённымиБлокаде Ленинграда.
  4. Формировать у детей патриотические чувства ипредставление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе яркихвпечатленийи исторических фактов.
  5. Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь ксвоим близким, чувство гордости за членов семьи, проживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.

Предполагаемый результат:

Предлагаемый проект поможет в сохранении и развитии чувства гордости за свою Родину, за свой город, в сопричастности поколений к истории Отечества; в воспитании уважения к подвигам жителей и защитников нашего города в тяжелые дни Блокады.

Чтобы священная память о блокаде и дальше хранила, удерживая Россию в истории. Чтобы наши дети росли настоящими Людьми, Гражданами, Патриотами России.

Участникипроекта: детиподготовительной группы, воспитатель, родители.

Типпроекта: творческий - информационный.

Сроки реализациипроекта: краткосрочный(1 неделя): 23 - 28 января 2023 г.

Реализация проекта по этапам

Подготовительный этап:

-разработка проекта и подбор материала по теме «Война», «Блокада»

-альбомы и материал по лексическим темам: «Военная техника», «Танки».

-подбор и изготовление дидактических игр:

Работа с родителями:

-информационные папки «Детям о блокаде»,

-художественные произведения для чтения детям по теме «Блокада»

Основной этап:

-проведение запланированных мероприятий для реализациипроекта(беседы, НОД, презентации, дидактические игры, чтение периодической печати и художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность, анализ проблемных ситуаций).

Заключительный этап:

-подведение итогов, экскурсия в музей, выставка детских коллективных работ«900 дней».

Реализацияпроекта с детьми

Художественно эстетическоеразвитие

Рисование«900 дней»Цель: Систематизировать знание детей о великом подвиге защитниковблокадного Ленинградачерез изобразительное творчество, художественную литературу.(Приложение 3)

Социально - коммуникативное развитие

Дидактическиеигры на военную тематику.Цель: Развитие внимания, памяти, логическогомышления.(Приложение 4)

Познавательное развитие

Тематическая беседа:«Блокада Ленинграда».Цель: Расширять знания детей об историиблокадного Ленинграда, о героизме людей, пережившихблокаду. (Приложение 1)

Речевое развитие

Рассматривание иллюстраций«Дорога жизни».Цель: Обогащение словаря по заданной теме, умение детей грамматически правильно строить предложение, составлять небольшой рассказ по иллюстрации. (Приложение 2)

Чтение художественнойлитературы:

Стихи: О. Бергольц«Мы -ленинградцы», С. Маршак«Ленинградское кольцо».

Рассказы: С. Алексеев«Рассказы оленинградцах и подвиге Ленинграда».

Просмотр и обсуждение с детьми презентации «Блокада Ленинграда»

Физическое развитие

Подвижные игры:«Разведчики»;«Полоса препятствий».Цель: Продолжать закреплять умение детей договариваться, выполнять правила игры. Развитие ловкости, быстроты, умения ориентироваться в пространстве.

Работа с родителями:тематический альбом «Блокада Ленинграда»

Заключительный этап:экскурсия в музей.

Приложение 1

Конспект тематической беседы «Блокада Ленинграда»

Цель: Расширять знания детей об историиблокадного Ленинграда, о героизме людей, пережившихблокаду.

Задачи:

  1. Познакомить детей с защитниками города во время войны.
  2. Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольцеблокады.
  3. Воспитывать у детей гордость, уважение к людям, отстоявшим наш город, не сдавшим его врагу.

Ход деятельности:

Воспитатель: Война. Она ворвалась в мирную жизнь жителей всей страны. Враг наступал на нашу русскую землю. Это были фашисты. В первые дни войны родилась песня, поднявшая весь народ на борьбу с захватчиками (звучит песня«Священная война»). Враг подступал к городуЛенинграду. А в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. На подступах кЛенинграду шли жестокие бои. Ребята, как вы думаете, кто защищал город?(Ответы детей:Защищали город пехотинцы и артиллеристы, танкисты и летчики)

Воспитатель:В конце сентября 1941 г. через три месяца с начала войны линия фронта проходила всего в нескольких километра отЛенинграда. Город оказалсяблокированным с суши и с моря. Ребята, как вы думаете, что такоеблокада?(Ответы детей:Ленинградоказался окруженным фашистами)

Воспитатель:Связь сЛенинградомподдерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. Фашисты не смогли штурмом овладетьЛенинградоми решили взять его измором. Началасьблокада Ленинграда.Прекратился подвоз топлива и продовольствия. Были отключены и вода, и электричество. Наступила холодная зима. Настали страшные, тяжелыеблокадные дни. Их было 900. Это почти 2,5 года…. В городе наступили холод и голод. Люди болели и умирали от холода и голода….

Рабочие получали по 250 граммов хлеба в день, а служащие и дети по 125 граммов. Этот хлеб не был похож на тот хлеб, что мы едим сейчас с вами, так как муки в этом хлебе почти не было, он больше походил на вязкую массу, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питаниемленинградцев. Ребята, какая жизнь была у жителейЛенинграда?(Ответы детей:Жизнь была тяжелая, голодная)

Воспитатель:В это же время на заводах города для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. За станками стояли женщины, и даже школьники. Они работали до тех пор, пока могли стоять. А когда не было сил дойти до дома, оставались до утра здесь же, на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. Вокруг города мирные жители - ленинградцы рыли окопы, создавая противотанковыеукрепления. А это было нелегко под вражескими бомбежками и артобстрелами. Ребята давайте поможем жителямблокадного Ленинграда поможем перенести снаряды для защитников города.

Дидактическая игра«Доставь снаряды артиллеристам»

Воспитатель:Город бомбили. Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжелая артиллерия вела планомерный обстрел жилых кварталов города. Люди прятались в помещениях под землей, где можно было укрыться от бомбежек - в бомбоубежищах. Невский проспект, главный проспект города,изменился: исчезли толпы прохожих, теперь там рвались бомбы и снаряды. Кольцоблокады сжималось, враг подходил все ближе. Наступала зима. Гитлеровцызлорадствовали: Ладожское озеро вот-вот замерзнет, город полностью лишится снабжения, наступит голод, смерть…Ребята, как вы думаете, оправдались надежды фашистов?(Ответы детей:Ладожское озеро замерзло, через него была проложена дорога по льду, названнаяленинградцами Дорогой жизни)

Воспитатель:Отважные шоферы повели по ледовой трассе, под обстрелами и бомбежкой, машины с продуктами. Оружием и боеприпасами дляленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл женщин и детей, раненых воинов.

Не хватало еды, иленинградцыиспользовали каждый клочок земли. В парках и скверах они сажалиовощи: картофель, капусту, лук. Даже у Исаакиевского и Казанского соборов, на Марсовом поле были разбиты огороды. Дети помогали взрослым. Ребята, как дети могли помогать взрослым?(Ответы детей:Они тушили пожары и зажигательные бомбы; носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал; стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам)

Воспитатель:Ленинградцы не сдавались. Город продолжал жить. Работало радио, которое передавало последние новости с фронта, звучали музыка и стихи, а дети продолжали занятия в школах. Люди верили, что победа придет, потому что вся страна встала на борьбу с фашизмом. Долгих 900 дней город находился вблокадном кольце. Неполных три годаленинградцы защищали свой город. 27 января 1944 года залпы 14 тысяч орудий, минометов и«катюш»обрушились на врага.Блокада была прорвана, но полная победа над врагом пришла позже. Наши воины отстояли Родину. Каждый день отдаляет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников. Тех, кто не щадил своей жизни. На Пискаревском кладбищев память о павших, у братскихмогил, горит Вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами. О тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

Проект в подготовительной к школе группе

Приложение 2

Конспект образовательной деятельности«Дорога жизни»

Цель: Посредством рассматривания иллюстраций закрепить знание детей о великом подвигеленинградцевво время Великой отечественной войны.

Задачи:

  1. Совершенствовать умение детей составлять рассказы по иллюстрации, соблюдая структуру повествования.
  2. Закреплять умение детей составлять план рассказа и придерживаться его, использовать в речи рассуждение, объяснительную речь.
  3. Воспитание нравственных чувств(любви, ответственности, гордости)к людям старшегопоколения, уважение к защитникам Отечества.

Ход деятельности:

Воспитатель:Во времяблокадывся страна сочувствовалаленинградцам и сопереживала им. Со всех концов огромной России люди посылали вЛенинград подарки - продукты, теплую одежду, оружие. Да только не было возможности доставить это адресатам - немцы не давали приблизиться кЛенинграду. И чтобы подарки могли попасть вЛенинград, было принято решение проложить дорогу по льду Ладожского озера, которая свяжет осажденныйЛенинград с остальной страной. Ребята внимательно рассмотрите иллюстрацию, что вы на ней видите?(Ответы детей)

Воспитатель:Да, ребята, это«Дорога жизни». Если не эта ледовая дорога, не пережил бы той суровой зимыЛенинград. Работать в те дни на ледовой дороге могли только люди, превыше всего ставившие свой долг перед Отчизной. Они знали, чтоЛенинградобязательно переживет тяжелые дни, что только они могут спасти жителей великого города от мучительной смерти. И они гнали свои грузовики вперед, через пургу и стальную метель фашистских обстрелов, стараясь как можно быстрее довезти так необходимыеленинградцам продукты. Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрации. Что везли в грузовиках вблокадный Ленинград? Какими были люди, которые везли грузы на этих машинах? В каких условиях находились солдаты и шоферы?(Дети высказывают свои предположения)

Воспитатель:Молодцы ребята.«Дорога жизни»не была односторонней. Из осажденного города грузовики вывозили совсем ослабевших людей - стариков, детей и женщин. За зиму по ледовой дороге изЛенинградабыло вывезено около полумиллиона человек. Ребята, что еще можно было вывезти из осажденного города?(Дети высказывают свои мысли)

Воспитатель:Правильно, так же вывозили по Ладожскому озеру культурные ценности, промышленное оборудование, сокровища искусства - все, что могло пострадать во время бомбежек и, что непременно надо было успеть сохранить. Легендарная«дорога жизни»просуществовала до середины апреля, до того момента, когда Ладожское озеро окончательно растаяло. Последний груз вЛенинград- 6 вагонов лука - водители, которым запретили выезжать на лед, перенесли в город на собственных плечах. Ребята, еще раз внимательно рассмотрите иллюстрации о легендарной«Дороге жизни», какой подвиг совершили защитникиЛенинграда?(Дети высказывают свои предположения)

Воспитатель:Ребята, а теперь попробуйте составить описательный рассказ по любой иллюстрации, которая вам больше всего понравилась. (Дети составляют описательный рассказ с опорой на схему)

Воспитатель:Молодцы, ребята. У вас получились замечательные рассказы. Только через два с половиной годаЛенинградбыл освобожден от вражескойблокады. 19 января 1944 года наши войска под командованием генерала Леонида Александровича Говорова перешли внаступление и освободили Ленинград. И вот 27 января 1944 года Военный советЛенинградского фронта издал приказ, в котором поздравилленинградцевс их великой Победой.

Проект в подготовительной к школе группе "Блокада Ленинграда" Проект в подготовительной к школе группе "Блокада Ленинграда" Проект в подготовительной к школе группе "Блокада Ленинграда" Проект в подготовительной к школе группе "Блокада Ленинграда"

   

Приложение 3

Конспект НОД по рисованию «900 дней»

Цель:Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.

Задачи:

расширять знания детей об истории города-героя Ленинграде, о героизме людей, детей переживших блокаду;

расширять знания о памятнике «Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо»;

закрепить знания по лексической теме «Блокада Ленинграда»;

воспитывать уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла, к женщинам и детям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени;

совершенствовать умение передавать в рисунке образ предмета.

Пособия и оборудование: фотографии с изображением Мемориального комплекса в разное время года, иллюстрация осажденного города из книги Н. Ходза «Дорога жизни», листы бумаги для рисования, кисти, краски, простые карандаши.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель: Мальчики и девочки, мы с вами уже много знаем о войне, о блокаде. Мы знаем, что русские люди не только воевали против фашистов. Фашисты были нашими врагами. Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты нашего города. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной.

Посмотрите - это карта, на что это похоже? (круг, кольцо) Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Еще это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру. Потянулись страшные 900 дней. 900 дней старики, женщины и дети выживали, как могли в голоде и холоде. Единственная надежда на спасение - это дорога жизни, дорога по Ладожскому озеру.

Воспитатель: Что это такое Дорога жизни?

Дети: Это дорога по льду Ладожского озера. По ней везли продукты в блокадный город.

Воспитатель: все правильно. Дорога жизни. Так ее назвали, потому что только она давала надежду на спасение, спасла много жизней. На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город получил звание «Города- героя». Подвиг наших земляков мы никогда не забудем. Что такое памятник?

Дети: что-то, что делают на память, что б люди не забывали

Воспитатель: Правильно. Памятник ставят на память, в память о каком-то человеке или о каком-то событии. Памятник или по-другому Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо» установили в память о событиях во время войны, в память о блокадном городе Ленинграде, в память о погибших на войне людях, в память о Дороге жизни. Вот как много информации, событий мы вспомним, когда посмотрим на этот памятник.

Воспитатель: Я предлагаю вам нарисовать этот памятник. Воспитатель с детьми обсуждают этапы работы. Начинают с карандашного рисунка, а дальше переходят к краскам.

Воспитатель: Посмотрите ребята, какие замечательные памятники вы нарисовали.

Проект в подготовительной к школе группе

Приложение 4

Дидактические игры на военную тематику

«Кто служит в армии»

Цель: закрепление знаний о военных профессиях.

Атрибуты для игры: мячик

Ход игры:

Воспитатель кидает мяч детям и называет атрибут военной профессии. Дети кидают мяч педагогу обратно и называют соответствующую профессию. Например: самолет-летчик, танк-танкист и т. д

«Каким должен быть воин?»

Цель: развивать положительный психо-эмоциональный настрой детей.

Ход игры:

Дети поочередно называют качества воина-защитника: добрый, храбрый, отважный и т.д.

«Найди тень»

Цель: развитие внимания, памяти, логического мышления.

Ход игры:

Педагог предлагает детям листки с заданиями, где надо соединить предмет со своей тенью.

Проект в подготовительной к школе группе "Блокада Ленинграда" Проект в подготовительной к школе группе "Блокада Ленинграда" Проект в подготовительной к школе группе "Блокада Ленинграда"

Экскурсия в музей

Проект в подготовительной к школе группе "Блокада Ленинграда" Проект в подготовительной к школе группе "Блокада Ленинграда"

Рассматривание тематического альбома «Блокада Ленинграда»

Проект в подготовительной к школе группе "Блокада Ленинграда" Проект в подготовительной к школе группе "Блокада Ленинграда"

 

 

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: