Общая информация
Проект в старшей группе на тему: «Что такое Новый год»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Фировский детский сад «Родничок»

Проект в старшей группе на тему: «Что такое Новый год»

Автор: Коломенская Н.В.

п.Фирово

2017 г.

Название проекта: «Что такое Новый год».

Вид проекта: информационно-познавательный, творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Продолжительность проекта:краткосрочный, 2 недели.

Цель проекта:формирование у детей понятие «праздник», его характерные особенности и значение в жизни людей на примере Новогоднего торжества. Создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала старших дошкольников.

Задачи:

1. Формировать познавательный интерес дошкольников к изучению

истории возникновения новогоднего праздника, его традиций и

обычаев.

2. Познакомить детей с обычаями и традициями встречи Нового года в разных странах мира.

3. Развивать творческие способности детей при подготовке к празднику через изготовление поделок, разучивание танцев, стихов, чтение сказок, рассказов, рассматривание картин и иллюстраций.

4. Обогащать активный словарь детей по теме.

5. Развивать творческие способности детей через разнообразные

виды деятельности.

6. Поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости

за результаты собственного и общего труда.

7. Привлечь родителей как активных участников жизни группы к

подготовке к Новогоднему празднику.

8. Формировать навыки праздничной культуры.

Организация проекта: создание условий в группе для активной творческой деятельности детей; индивидуальная и подгрупповая работа с детьми; организация бесед и совместной игровой деятельности воспитателя с воспитанниками.

Актуальность

Новый год – особый праздник, который с особым трепетом вспоминают взрослые, и который с особым нетерпением ждут дети. Трудно найти человека, который остался бы равнодушным к предпраздничной суете, яркой иллюминации или принаряженной елке. Но зачастую, у взрослых, погруженных в предпраздничные заботы, не хватает времени для общения с детьми. Данный проект позволит родителям вспомнить, как важно для детей общение, особенно в преддверии праздника. Совместная исследовательская работа, позволит детям включиться в предпраздничную подготовку, прочувствовать семейные традиции, узнать семейные новогодние истории, что несомненно сблизит взрослых и детей, кроме того обыгрывание новогодних историй, подготовка и изготовление новогодних украшений, создаст атмосферу праздника и волшебства.

План реализации проекта

1. Выбор актуальной темы.

2. Постановка цели и задач по выбранной теме.

3. Сбор и накопление различного материала.

4. Включение в план организованной - образовательной деятельности игр и других видов деятельности.

5. Итог проекта: Новогодний праздник.

Планирование работы с детьми в рамках проекта

Беседа «День рождение Деда Мороза».

Беседа «Откуда елка к нам пришла?»

Беседа «Как празднуют Новый год России сейчас».

Беседа «Как встречают Новый год в других странах».

Чтение сказки «Мороз Иванович».

Подвижная игра «Два мороза».

Разучивание песен и стихов о Новом годе.

«Снегурочка - кто она?

Подготовка детей, воспитателей и родителей к проведению новогоднего утренника.

Работа с родителями:

1. Участие в украшении группы к Новому году, помощь в подготовке к проведению новогоднего утренника.

Предполагаемые результаты:

• Дети знают о том, как зародилась традиция празднования нового года на Руси, о происхождении главных персонажей – деда Мороза и Снегурочки; когда день рождение у деда Мороза, в каком городе «живет» и как выглядит его дом; почему наряжают ель или сосну; как и чем можно наряжать новогоднюю ёлку; зачем дарить подарки; какие символы нового года существуют и что они означают.

• Дети могут составлять описательный рассказ о празднике.

• Дети совместно с родителями примут активное участие в подготовке к проведению новогоднего утренника.

Приложение 1

День рождения Деда Мороза

Цель занятия:расширить знания в области истории новогоднего праздника и его главного персонажа;

Задачи:

познакомить с новогодними традициями на Руси и в других странах;

способствовать развитию коммуникативных способностей.

учить взаимовыручке, выслушивать ответы друг друга.

Оборудование и материалы:проектор и компьютерная презентация.

Воспитатель:Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычная беседа. Мы побываем в удивительном русском городе, вспомним некоторые традиции и поговорим об удивительном волшебнике. А о ком мы будем говорить, узнаем, отгадав загадки.

Чьи рисунки на окне,

Как узор на хрустале?

Щиплет всякого за нос

Зимний ...

... Дедушка Мороз

***

Он и добрый, он и строгий,

Бородой до глаз зарос.

Красноносый, краснощекий,

Наш любимый...

... Дед Мороз

***

Девочки и мальчики,

Мерзнут ваши пальчики,

Стынут уши, зябнет нос,

Видно близко...

... Дед Мороз

Скажите, какой у вас самый любимый праздник в году? (Ответы детей.)

Как вы обычно отмечаете свой день рождения? (Ответы детей.)

А ну-ка напомните, как нужно вести себя в гостях? (Ответы детей.)

А 18 ноября тоже праздник – день рождения… Только вот чей? Может, кто-нибудь знает? (Ответы детей.)

Ребята, 18 ноября – день рождения Деда Мороза! Да, да, вы не ослышались! Мы с вами вспомним, кто это, побываем в доме, где он живет и работает и, конечно же, должны будем сделать ему подарок. Какой же день рождения без подарков! Но все по порядку!

Образ зимнего повелителя воплощается в русских народных сказках. Какие вы знаете сказки? («Морозко», «Мороз Иванович») Однако у этого сказочного персонажа есть прообраз - реальный человек.

В 4 веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. Это был очень добрый человек. Особенно он был добр и щедр к детям. Как говорится в предании, дошедшем до наших дней, в Мире жила очень бедная семья. Настолько они были нищие, что отцу нечем было кормить своих трёх дочерей, и, чтобы они не умерли с голоду, он решил отдать детей в чужие семьи на воспитание. Но Николай узнал об этом и нашёл выход. Он подбросил в дом через печной дымоход золотые монеты. А девочки на ночь вешали сушиться свои носочки у камина. Каково же было их удивление и радость, когда утром они обнаружили в носочках золото! Ликованию не было предела, и семья была спасена. Отсюда пришла традиция вешать под Новый год свои носочки у кровати, чтобы утром получить подарок от доброго волшебника.

Много добрых дел совершил Николай при жизни. Рассказы его о доброте разошлись по всему миру, и люди многих стран стали почитать его. А церковь после смерти возвела его в ранг святых. И в России Николай Чудотворец считается одним из самых почитаемых святых.

Дед Мороз впервые появился на Рождество в 1910 г.: он приходил к детям и дарил подарки. А чуть позже в празднике стала участвовать и его внучка. Как ее зовут? Снегурочка!

А может кто-нибудь знает, где живет Дед Мороз? Как же мы сможем прийти к нему на день рождения, если у нас нет адреса? (Ответы детей.)

Правильно, он живет в очень красивом и удивительном городе России – Великом Устюге!

Просмотр презентации «Где живёт Дед Мороз»

Направляемся в дом Деда Мороза. Посмотрите, в этом красивом здании разместилась городская резиденция Деда Мороза. Что значит "РЕЗИДЕНЦИЯ"? Это место пребывания главы государства. Именно здесь владыка Севера принимает решения о праздновании Нового года, о своих поездках по городам России и всего мира. В Тронном зале резиденции, открыв Книгу добрых дел и записывая в нее свои свершения, сидит Дед Мороз на своем роскошном волшебном троне. Здесь на театральном барабане оживают картинки из сказки про волшебный посох Деда Мороза. Идем дальше. И что мы видим? В самом городе Великий Устюг находится Почта Деда Мороза – сказочное почтовое отделение, принимающее всю многочисленную переписку Деда Мороза. Ежегодно в его адрес приходит около 200 тысяч писем из России, ближнего и дальнего зарубежья. Увы, многие еще не знают почтового адреса Дедушки, но письма доходят и по одной записи в адресной строке "Деду Морозу". Он очень внимательно относится к письмам ребят и к их просьбам. Ни один рисунок или стихотворение, присланное в его адрес, не остается без внимания. Сказочная почта отвечает на все письма, пришедшие зимнему волшебнику, но с особенной радостью готовятся ответы на добрые и искренние послания. Запишите адрес: 162390, Россия, Вологодская область, город Великий Устюг, Почта Деда Мороза.

К сожалению, мы покидаем с вами Великий Устюг. Напомните мне, где именно мы с вами побывали? Что больше всего запомнилось?

Приложение 2

Занимательная новогодняя викторина о дедушке Морозе (презентация)

1. У этого новогоднего дедушки долгополая шуба красного цвета, шапка-боярка, окладистая белая борода и длинный посох в руках. (Российский Дед Мороз.)

2. Обязательными атрибутами внешнего вида этого местного Деда Мороза являются белая борода, красная шапочка с помпончиком на конце, плавательный костюм, облегающий загорелое тело, и солнцезащитные очки? (Австралийский Дед Мороз.)

3. В какой стране сутулый дедушка с большим носом вместе с карликом (гномом) оставляют новогодние подарки прямо на подоконнике? (В Швеции.)

4. Назовите национальность Деда Мороза, одетого в белые одежды, который любит погреться у камина и оставляет там свои подарки. (Француз.)

5. Этот новогодний старичок — очень веселый человечек в мохнатой шубе, высокой бараньей шапке, с коробом за спиной. Откуда он? (Из Чехии иСловакии.)

6. В какой стране Дед Мороз приходит к новогодней елке в одежде скотовода, с лисьей шапкой на голове, длинным кнутом в руках, огнивом и табакеркой на боку? (В Монголии, так как Новый год в этой стране совпадает с праздником скотоводства.)

7. В какой стране правит новогодний бал Дед Мороз, который носит конусообразную шапку и красную одежду и появляется всегда в окружении гномиков в остроконечных шапочках и накидках, отороченных белым мехом? (В Финляндии.)

8. Какой народ в XIX веке изображал Деда Мороза стройным мужчиной спортивного телосложения, с неизменной трубкой, умело прочищающим дымоходы, через которые он одаривал детей подарками? (Голландцы.)

9. К детишкам, живущим в какой стране, Снежный дедушка является в полосатом халате и тюбетейке в сопровождении ослика, навьюченного тюками с новогодними подарками? (В Узбекистане.)

10. В какой стране живет новогодний старичок, который единственный из всей родственной компании Дедов Морозов всегда появляется в сопровождении юной, красивой спутницы? (В России.)

Приложение 3

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по теме: «Откуда елка к нам пришла»

Цель: уточнение и закрепление представлений у детей о ели и традициях встречи Нового года в разных странах.

Задачи:

Обучающая:расширять представления детей о традициях встречи Нового года у разных народов.

Развивающая:развивать познавательный интерес, зрительное и слуховое восприятие, расширение кругозора.

Воспитательная:воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе, содействовать проявлению доброжелательного отношения к сверстникам.

Материал:слайды.

Словарная работа: активизация и обогащение словаря: еловые лапы, трубочист.

Предварительная работа: беседа о времени года – зима, ее особенностях и характерных признаках.

Ход деятельности:

Воспитатель:Хотите узнать, как встречают Новый Год в других странах?Ответы детей (да, хотим).

Воспитатель: приглашаю вас в познавательное путешествие.

Воспитатель: первая остановка – страна Япония.(слайд)

В этой стране встречают новый год под бой колоколов, которые звонят очень много раз, во время звона колокола дети рисую то, что хотели бы получить в подарок и кладут свои рисунки под подушку.У каждого из нас есть свое желание. Возьмите себе снежок, прошепчите ему свое желание и положите в корзинку, оно у вас обязательно сбудется.

Игровое упражнение «Загадай желание» (со снежками).

Вторая остановка – страна Германия.(слайд)В этой стране счастье и удачу в новом году символизирует трубочист (слайд). Трубочист – это такая мужская профессия. Он чистит трубы, чтобы хорошо проходил дым и топились тепло печи в домах. Если повстречать трубочиста перед новым годом, то нужно до него дотронуться, испачкаться в саже, и все будет хорошо в будущем году.

Третья остановка – страна Франция (слайд).

В этой стране Дед Мороз приносит подарки в башмачке и сапожке (слайд камин с сапожком).

Воспитатель: Вот мы и вернулись в свою страну Россию. Как мы встречаем новый год в России? Ответы детей

Воспитатель:Что мы наряжаем на новый год у себя в домах? Ответыдетей

Воспитатель: елку называют елью. Ель – живет в лесу и является символом новогодних праздников. Традиция наряжать елку пришла из давних времен. Вот она – лесная красавица. Назовите ель ласковыми словами.

Словесная игра «Какая елка?»

Ответы детей:нарядная, пушистая, колючая, стройная, необыкновенная, волшебная, сказочная.

Воспитатель: Чем покрыты ветки у ели –иголками. Как называют иголки - хвоя. Большие, широкие ветви называют – еловыми лапами. Эти лапы не пропускают ветер, вьюгу, метель, поэтому в хвойном лесу прячутся птицы и звери. Ель является для лесных жителей столовой и жилищем.

Почему столовой? Потому что птицы и животные питаются семенами ели, Почему жилище? Потому, что птицы вьют гнезда на ели (сорока), в корнях ее медведь готовит себе берлогу.

Поиграем в игру «Закончи предложение»

Я знаю, что у дерева есть …… (корни, ствол, ветви).

Я знаю, что ветви ели называю… (лапы).

Я знаю, что иголки у ели называются…. (хвоя)

Я знаю, что семенами ели питаются …. (птицы, белки)

Я знаю, что на Новый год наряжают… (елку)

Воспитатель: Я знаю сказку о ели, которой хорошо жилось в лесу, хотите ее услышать?

- Весной на полянке, у мамочки ели, родилась дочурка маленькая елочка. Маленькой елочке хорошо в лесу. Вся природа радовалась появлению нового деревца, вокруг нее летали и пели птиц.

Прошло время, и маленькая елочка превратилась в лесную красавицу.

И вот однажды в лес перед новогодним праздником пришел человек, чтобы срубить на праздник елку. Вдруг поднялся ветер, метель, и елочка заговорила человеческим голосом:

- Мы деревья тоже живые существа, нас нужно оберегать, а вы люди часто этого не понимаете.

Человек задумался.

- Зачем губить елку? Пусть она растет на радость всем.

А для себя под новый год я смастерю или куплю елку себе сам.

Итог: что мы наряжаем на новый год? (Елка)

А откуда приходит к нам елка? (Из лесу)

Как встречают дети других стран новый год?

Приложение 4

Снегурочка

В России без Снегурочки не обходится ни один Новый год. Эта сказочная красавица является воплощением чистоты, юности, веселья и делает зимний праздник более ярким и радостным.

С самого детства мы привыкли видеть ее рядом с Дедом Морозом на всех новогодних мероприятиях.

Снегурочка и Дед Мороз

В фольклоре с давних пор упоминаются три сказочных героя, принимающих непосредственное участие в новогодних празднествах – Дед Мороз, Снеговик и Снегурочка.

Снегурочка – это исконно русское достояние, своего рода ангел, способный уговорить даже застенчивого ребенка не робеть перед Дедом Морозом и рассказать стишок или спеть песенку.

Считается, что Снегурочка – это воплощение скованных льдом речных вод, таящих в себе наступление теплых весенних дней.

Кто родители Снегурочки и где они сейчас?

Когда-то в одном русском селе жили крестьянин Иван и жена его Марья. В их доме всегда царили мир и любовь, однако прожили они вдвоем до самой старости, так и не сумев обзавестись детьми.

Однажды зимой в их селе выпало много снега. Иван и Марья вышли во двор и принялись лепить снежную куклу. Неожиданно Снегурочка зашевелилась, словно живая, и семейная пара приняла это чудо как благословение Бога, пославшего им ребенка. Сказка имеет печальный финал: прыгая с подружками через костер, снежная девочка растаяла.

Чтение сказки «Снегурочка»

Приложение 5

Беседа с дошкольниками о праздновании Нового года в разных странах

Цель: Ознакомление детей с традициями празднования Нового года в разных странах.

Задачи: Расширить представления детей о том, как праздновали Новый год в разных странах.

Ход беседы:

Новый год — самый весёлый праздник, и наверное один из самых старейших во всём мире. Главный зимний праздник несет в себе волшебство и ожидание чуда, сказки и веры в лучшее. В каждой стране свои обычаи и главные персонажи Нового года. И ведь не секрет, что дети ждут сюрпризов, подарков и главного гостя – Деда Мороза! И в каждой стране сой Дед Мороз.

В России Новый год принято встречать 31 декабря в полночь. По традиции атрибут новогоднего праздника – елка, хвойные ветки – символ жизни, обновляющейся и вечной. Украшения и игрушки тоже обладают магической силой, они символизируют все заветное, все то, что нам хочется себе пожелать.

Было время, когда Новый год в России отмечали осенью – 1 сентября. Существовала традиция: в полночь со стен Московского кремля раздавался грохот заревой пушки, следом начинали звонить колокола всех столичных церковных храмов. Праздновалось Новолетие – цикл смены природы.

И когда русский царь Пётр I издал указ, в 1700 году по которому следовало отмечать наступление Нового года 1 января Люди стали украшать свои дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками, устраивали огненные потехи и праздничную стрельбу.

Со временем стали наряжать принесённые в дом ёлки. И зелёная красавица превратилась в один из символов этого праздника, став главным его украшением, вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой.

Кстати, Деды Морозы во всех странах выглядят по-разному. Наш, российский Дед Мороз, носит шубу до пят, валенки, высокую меховую шапку, а в руках держит посох и мешок с подарками. Он живет в Великом Устюге в своем сказочном тереме

В Америке новогодний дед — Санта Клаус — носит коротенькую красную курточку и забавный колпачок на голове. Путешествует он по воздуху на оленьей упряжке и проникает в дома малышей через каминную трубу.

В Бельгии и Польше новогодний дедушка Святой Николай считается самым первым Дедом Морозом, потому что, как гласит древняя-предревняя легенда, он оставил приютившем его семье золотые яблоки в башмачке перед камином.

Святой Николай носит белую мантию и ездит на коне, сопровождаемый слугой-мавром Чёрным Петером, который помогает нести тяжёлый мешок с подарками для послушных детей. Шалуны подарков не получают — для них Чёрный Петер носит розги.

Во Франции дедушка с посохом и в широкополой шляпе, которого зовут Пер Ноэль («Рождественский Дед»), кладёт подарки прямо в дымоход.

Шведский дед — Йологомтен — складывает подарки у печки, а немецкий Дед Мороз оставляет свои дары на подоконнике.

В ботинке обнаруживают подарки мексиканские детишки, а в носке — английские.

С первым ударом новогодних часов англичане и шотландцы открывают заднюю дверь дома, чтобы выпустить Старый год, а с последним ударом часов открывают переднюю дверь, впуская год Новый.

В Италии в Новый год к детям приходят дедушка БабоНаттале и добрая фея Бефана. Послушным детям они дарят подарки, которые оставляют на балконе, а ленивым и капризным достаётся лишь уголёк.

А ещё итальянцы в новогоднюю ночь выбрасывают из окон старые вещи — летят на мостовую потрескавшиеся цветочные горшки, ободранные стулья, дырявые сапоги... Чем больше выбросишь вещей, считают жители солнечной Италии, тем больше богатства принесёт новый год.

Самое забавное имя, пожалуй, у финского Деда Мороза — Йоулупукки (по-фински «йоулу» — рождественский, а «пукки» — козёл).

Имя это дано ему не случайно: много лет назад он носил козлиную шкуру и развозил детям подарки верхом на маленьком козлике.

От Йоулупукки не отстаёт узбекский снежный дедушка Корбобо, который в полосатом халате развозит малышам подарки верхом на ослике. Сопровождает его снегурочкаКоргыз.

В Монголии дед УвлинУвгун носит одежду скотовода, потому что монгольский Новый год совпадает с праздником скотоводства

Австралийский Дед Мороз по имени Сильвестр рассекает по стране кенгуру в одних плавках и на скутере — в праздничный день там необычайно жарко.

В Греции и на Кипре новогоднего деда зовут Святой Василий. Святой Василий был известен своей добротой, и греческие дети оставляют свои ботинки у камина в надежде, что Святой Василий заполнит ботинки подарками.

В Испании — Папа Ноэль, вКамбоджи — Дед Жар, в Колумбии — Папа Паскуаль, в Нидерландах — Сандерклаас, в Румынии — МошДжерилэ, в Чехии — Дед Микулаш.

В Бельгии и Нидерландах существует поверье, что от поведения человека в первый день нового года зависит, что его ожидает в наступающем году. Поэтому в этот день люди стараются ничего не делать. Они заранее готовят много вкусной еды и надевают что-нибудь новое. Есть еще один широко распространенный и в других странах обычай - выбирают короля праздника. Для этого хозяйки пекут пирог, в который запекается боб. Тот, кому достается кусок пирога с бобом, становится королем на весь праздник. Король сам подбирает себе королеву и свиту: придворного шута, вельможу, "Черного Петера" и др.

Ирландский Дед Мороз носит шубу зеленого цвета.

А вот, например, в Норвегии подарки детям раздают маленькие домовые — ниссе.

Они носят вязаные колпачки и очень любят сладкое. Поэтому, чтобы задобрить их и получить побольше подарков, дети в канун Нового года раскладывают по дому в укромных уголках разные лакомства.

В Венгрии утром первого дня нового года моют руки не мылом, а монетами— чтобы деньги не переводились в руках весь год. В Венгрии тоже верят в магическую силу новогодних продуктов, считается, что орехи защитят от беды, чеснок – от болезней, поддержат энергию и силу духа – фасоль и горох, яблоки помогут сохранить красоту и даруют любовь.

В Югославии на Новый год выкладывают на стол разные предметы: сосновую веточку (на счастье), кольцо (к свадьбе), куклу (к рождению ребёнка), деньги (к богатству) и накрывают их меховой шапкой. Затем каждый сидящий за столом должен трижды вытащить предмет, и если ему трижды попадётся один и тот же, то это значит, что в Новом году его ждёт то событие, которое данный предмет символизирует.

В Японии в новогоднюю ночь перед входом в дом вешают пучки соломы, которая, как считают жители, привлекает счастье и отпугивает злых духов. В момент наступления нового года японцы начинают смеяться, веря, что смех принесёт им в приходящем году удачу. Японского Деда Мороза зовут Одзи-сан.

Во всех странах мира традиции и обычаи как встречать Новый год разные. В каждой стране Деда Мороза называют своим именем, но у всех народов есть одна общая идея – загадывать на Новый год особенные и добрые пожелания, которые должны быть обязательно исполнены волею судьбы или волшебством праздника.

В зависимости от места проживания в Индии празднуют Новый год по-разному. Жители северной Индии украшают себя цветами розовых, красных, фиолетовых, или белых оттенков.

В Индии в новогоднюю ночь родители кладут на поднос небольшие подарки, и утром нового года дети должны с закрытыми глазами ждать, пока их не подведут к подносу.

Последний лист календаря

Остался на стене.

Весь год трудился я не зря!

Пора в дорогу мне!

Проеду сотни верст подряд,

Чтоб в ночь под Новый год

Надела елочка наряд

И встала в хоровод.

Подарки детям я вручу,

Ведь нет меня добрей!

Награды лучшей не хочу,

Чем радость всех детей!

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: