Занятие-экспериментирование «Источники звука и его распространение. Способы восприятия звуков - слух»
Подготовила и провела: воспитатель старшей группы Коломенская Н.В.
Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе анализа различных звуков.
Задачи:
Материалы:музыкальные инструменты: бубен, барабан, деревянные ложки, колокольчик, металлофон и др.;предметы: деревянный, металлический, стеклянный, ширма, шарф; металлическое ведро, деревянная ложка, тряпочка, трубочки, ёмкость с водой,камешки.
Ход:
Воспитатель:Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычное занятие.Посмотрите, на столе лежат предметы, скажите двумя словами как их можно назвать. (Музыкальные инструменты)Возьмите каждый один инструмент и присядьте, по очереди попробуйте сыграть на нем и скажите, что вы слышите? (Разные звуки)Попробуйте дать им характеристику, какие они? (Ответы детей)Скажите, какой мы можем сделатьвывод?
1. Музыкальные инструменты издают звуки.
2. Звуки постоянно меняются по тембру (высоко-низко), по громкости (тихо- громко) и по длительности (короткий-длинный).
Воспитатель:Ребята, а звуки издают только музыкальные инструменты?(Ответы детей)А давайте проверим.
Опыт1:
Материалы: металлическое ведро, деревянная ложка, тряпочка, 3 бокала на ножках с цветной водой, палочка. По очереди детям предлагается выполнить следующие задания:
- напой песенку;
- возьми ведро и крикни в него;
- возьми деревянную ложку и ударь по ведру;
- возьми тряпочку заверни ложку и ударь ею по ведру;
- возьми трубочку и подуй в нее;
Воспитатель:Какой мы сделаем вывод?(Вокруг нас много вещей, которые издают звуки)
Игра «Узнай по звуку?
Воспитатель, сидя за ширмой, постукивает деревянной палочкой по одному из предметов (из металла, стекла, дерева и т.д.) Дети определяют, какой материал издает звук.
Воспитатель: Мы слышим шелест листьев, шум двигателей самолета, плеск воды, голоса животных, речь человека.А как распространяется звук, как он движется? Узнать это нам поможет следующийопыт. Дети медленно бросают камешки в ёмкость с водой. Определяют, что увидели. (По воде расходятся круги)То же самое происходит со звуком.Как на воде образуется волна? Вода вибрирует (дрожит) и передает свою вибрацию предмету-ёмкости.
Вывод: По воздуху передаются невидимые волны, которые называются звуковые.
Воспитатель:Вы узнали, что есть разные звуки, с разной характеристикой, как звуки передаются, что же улавливает волны? Чем мы слышим?(Ушами)
Игра «Проверим слух»
Ребенок поворачивается спиной к ведущему. Тот произносит слова с разным тембром (громко- тихо). Затем предлагает двум детям встать слева и справа. Ребенок, не поворачиваясь, должен угадать, кто сказал слово.
Игра «Звук играет в прятки»
Ребенку завязывают глаза. За его спиной звучит погремушка(бубен). Он должен угадать, каким ухом слышит. (Если звенеть посередине, то ребенок не догадается)
Итог
Воспитатель: Всю свою жизнь здоровый человек слышит различные звуки, которые служат нам источником информации об окружающем мире.Что вам понравилось или не понравилось?Что бы вы хотели ещё узнать?